Выезжают на старом багаже

Москва, 21.02.2011
В 2011 году Голливуд выпускает в свет как никогда много сиквелов и приквелов, а также героев и сюжетов, уже знакомых зрителям по фильмам, снятым ранее, книгам и компьютерным играм.

Иллюстрация: Эксперт Online

В этом году Голливуд наметил показать 27 сиквелов, приквелов и spin-off (фильм по мотивам другого произведения; герой или сюжет фильма отсылает зрителя к другой ленте, книге или, скажем, комиксу) – пятую часть всех релизов. В прошлом году таких фильмов было 19, а предыдущий рекорд установлен в 2003 году (24 сиквела).

Девять из 27 сиквелов – вторые фильмы: из более известных это «Тачки 2», «Кунг-фу Панда 2», «Шерлок Холмс 2». Пять – третьи части, среди которых продолжение «Трансформеров» и «Паранормальная активность 3». Пять фильмов станут уже четвертыми сериями: из них «Пираты Карибского моря 4. На странных берегах», а также продолжения ужастиков «Крик», «Сумерки», которые про любовь вампира и человеческой девушки, и «Дети-шпионы». Мы увидим, если захотим, пять пятых серий, в том числе «Пункта назначения» (о том, что от смерти не уйдешь) и «Людей Икс». Наконец, у двух сериалов выходят уже седьмые части, а кино о похождениях бравого волшебника Гарри Поттера Warner Bros. сняла в восьмой раз – первый фильм, напомним, вышел в 2001 году.

В 2010 году в тройке первых по кассовым сборам фильмов оказалось два сиквела: «История игрушек 3» и первая часть «Гарри Поттера и Даров смерти». В десятке лидеров также «Железный человек 2». В 2009 году в десятке было четыре сиквела. Причины, по которым Голливуд штампует продолжения, очевидны: что собрало зал один раз, с большой вероятностью отработает бюджет и в дальнейшем. От добра добра не ищут. Но почему тенденция нарастает и почему так заметны в бокс-офисе фильмы по мотивам комиксов и даже компьютерных игр?

Вряд ли дело в том, что у голливудских сценаристов истощилась фантазия. Даже если так, к их услугам неисчерпаемые фонды мировой литературы и вся история человечества – которая, используя выражение Чака Паланика, «увлекательнее самого изощренного вымысла, страшнее самого потрясающего романа ужасов». Скорее, все объясняется спросом. Киноиндустрия США не собирается воспитывать людей, это не ее дело, – она просто продает то, что готовы купить зрители.

Но было б несправедливо сказать (а часто такое можно услышать), что голливудские фильмы бессмысленны и представляют собой всего лишь яркую картинку. Каждый год в списке самых кассовых фильмов есть картины, вызывающие в мире и в России полемику по поводу весьма серьезных проблем. На «Аватар», лидера проката 2009 года, собравшего рекордные 2,77 млрд долларов, народ в основном шел, понятно, из-за великолепных спецэффектов. Однако часть зрителей увидела в фильме не только пейзажи нарисованного Джеймсом Кэмероном мира, но также его взгляд на американскую политику, глобализацию и отношения «первого мира» с менее развитыми народами. Поступок главного героя, который «предал своих» и перешел на сторону туземцев, вызвал у некоторых в Рунете ассоциации с генералом Власовым. Желающих развернуто высказаться, хотя бы в своем блоге, оказались десятки, если не сотни. Пустой фильм не вызвал бы такой отклик.

И все же спрос на «красивое» развлекательное кино несравнимо выше, чем на «умное». Люди не ищут в фильмах ответов на свои личные вопросы и еще меньше хотят видеть на экране отражение глобальных проблем – для этого нам часто вполне достаточно выпусков новостей.

В 2005 году «Сириана» с Джорджем Клуни – политический триллер о большой нефти – заняла в мировом прокате скромное 59-е место, хотя заработать на ней удалось неплохо. Бюджет картины составил 50 млн долларов, выручка в прокате – 94 млн долларов. В том же году несколько удачнее выступил политический детектив «Переводчица» с Николь Кидман и Шоном Пенном – 27-е место в мировом прокате, 163 млн долларов при бюджете 80 млн. Почти все, что выше, – чисто развлекательные картины, кроме разве что «Войны миров». В 2008 году «Совокупность лжи» с Леонардо Ди Каприо стала 50-й в мировом прокате, получив 115 млн долларов при бюджете 70 млн. Эта шпионская драма о деятельности ЦРУ на Ближнем Востоке провалилась в американском прокате – 72-е место, лишь 39 млн долларов в кассе – и принесла прибыль только за счет относительного успеха в остальном мире.

Напрашивается вывод (и его тоже можно нередко услышать), что, дескать, «аудитория тупеет» и поэтому-то желает видеть на экране комиксы и продолжения фильмов, с которыми уже знакома. Но и это не так – ведь каждый из нас в среднем не глупее своих родителей. Как кажется, ответ содержится в точке зрения голливудского теледраматурга и специалиста по сценарному искусству Роберта Макки, обобщившего свой опыт в книге «История на миллион долларов». Он считает, что современный зритель смотрит на вещи с возрастающим год от года цинизмом. Все меньше остается общепризнанных ценностей, все субъективно и относительно: «К примеру, в условиях распада семьи и роста сексуального антагонизма в состоянии ли кто-нибудь понять природу любви? А если вы убеждены, что способны на это, то как рассказать о своих чувствах зрителям, у которых с каждым днем усиливается скептическое отношение ко всему на свете?»

Если все так, трудно создать серьезную историю о важных вещах, которую люди могли бы выслушать без иронической усмешки. Хотя, конечно, можно – и такие фильмы продолжают снимать – но это все более рискованно. Не то что с комиксами и сиквелами.

Новости партнеров

Новости партнеров

Tоп

  1. В правительстве явно обозначились две партии
    Вице-премьер Юрий Борисов заявил, что России пора перестать гордиться профицитным бюджетом и начинать увеличивать заимствования. Заимствовать обязательно надо, считают эксперты, а также и резервы расходовать, ведь за это не придётся платить никому 6.5% годовых и более. Но решится ли правительство включить денежный насос?
  2. Королевство тонет в дешевой нефти
    Саудовская Аравия, привыкшая жить при высоких ценах на нефть, оказалась совершенно не готова к их обвалу. Стране былого нефтяного благоденствия придется резко урезать расходы и готовиться к взрыву недовольства по этому поводу
  3. На мировую экономику движется волна банкротств
    Мировой экономический кризис, прогнозы экспертов
Реклама