Мастер-класс от президента

Николай Кузьмин
4 февраля 2011, 16:41

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев назначил проведение досрочных президентских выборов на 3 апреля, в которых он собирается участвовать.

Иллюстрация: Эксперт Online
В Казахстане президент Нурсултан Назарбаев назначил проведение досрочных президентских выборов на 3 апреля

Напомним предысторию. 23 декабря прошлого года представители общественности из Восточного Казахстана предложили провести референдум по продлению полномочий президента до 6 декабря 2020 года. 27 декабря Центризбирком зарегистрировал инициативную группу по проведению референдума. Идея была тут же поддержана президентской партией «Нур Отан», и работа по подготовке референдума пошла такими темпами, что стало понятно, что если это и экспромт, то хорошо подготовленный.

Накануне Нового года 29 декабря депутаты парламента инициировали поправки в конституцию по продлению полномочий действующего президента. 30 декабря инициативная группа по проведению референдума объявила о том, что собрала необходимое количество подписей. 6 января сенат парламента РК поддержал предложение мажилиса (нижней палаты) о назначении президентом республиканского референдума по вопросу внесения изменения в конституцию РК, предусматривающего возможность продления полномочий президента. Также сенат одобрил тексты обращения парламента к первому президенту по предлагаемым изменениям в конституцию. 7 января Назарбаев отклонил предложение парламента.

Официально считалось, что референдум — инициатива ректора Семипалатинского государственного университета Ерлана Сыдыкова и других политических активистов. Однако неуклюжие объяснения целей и причин этой инициативы заставляли усомниться в их авторстве. Ерлан Сыдыков, например, высказался в том смысле, что, мол, Нурсултан Назарбаев все равно на выборах победит, так зачем тратить время на подготовку, когда «все эти силы и затраты лучше использовать для реализации уже поставленных целей». Мысль о том, что референдум поможет правительству сэкономить несколько миллионов тенге, плохо стыковалась с утверждениями о развивающейся экономике.

Но если в качестве средства для достижения такой цели как экономия денег или времени референдум выглядел не слишком убедительно, то в качестве цели он породил мощное мобилизационное движение под руководством правящей партии «Нур Отан». Партия объявила о создании Общенациональной коалиции демократических сил «Казахстан-2020», куда сразу же вошло множество политических партий и общественных организаций.

Здесь стоит вспомнить, что в принятой партией «Нур Отан» еще в 2009 году «Стратегии действий на 2009-20011 годы» в качестве стратегической задачи определено формирование устойчивой общенациональной коалиции сторонников лидера нации.

Стоит вспомнить и о прошлогоднем обращении Нурсултана Назарбаева к казахстанцам, парламенту и политсовету «Нур Отана» в связи с принятием парламентом решения о законодательном закреплении статуса «елбасы» (лидер нации). Назарбаев это решение воспринял «положительно и с пониманием», однако подписать соответствующие законы отказался, и закон вступил в силу без президентской подписи.

В развитие прошлогоднего закона о лидере нации 14 января парламент принял закон о внесении в конституцию поправки, позволяющей продлевать полномочия первого президента — лидера нации через референдум. Президент наложил на закон вето. Парламент вето преодолел. Меж тем инициативная группа представила в ЦИК 5 млн подписей в поддержку референдума. Президент направил закон в Конституционный совет.

Тем временем Астана получала от своих международных партнеров сигналы, которые на дипломатическом языке принято описывать формулой «серьезная обеспокоенность». Недвусмысленно негативная реакция на референдум поступила из Вашингтона, и даже готовность Казахстана поддержать американскую операцию в Афганистане не смягчила позицию госдепа. ОБСЕ и Евросоюз также выразили свою озабоченность.

Компромиссное решение

31 января появилось постановление Конституционного совета. Оно заключалось в следующем: дополнение текста конституции словом «елбасы» (лидер нации) вполне соответствует духу и букве основного закона, норма о продлении полномочий первого президента путем проведения референдума тоже соответствует, но вот дополнения внесены не в то место и не так, как следовало бы. И в результате такой досадной технической ошибки закон о внесении поправок был признан неконституционным.

Нурсултан Назарбаев снова выступил с обращением, в котором заявил, что ему в равной степени дороги и народ, который требует референдума, и конституция. Конфликт между сторонниками соблюдения конституции и сторонниками проведения референдума он разрешил, взяв самое лучшее от каждой из сторон. От конституции — процедурный момент, то есть выборы, а от инициативы о референдуме — сроки проведения, то есть 2011 год. Итогом такой мичуринской прививки стало предложение президента о проведении досрочных президентских выборов в этом году. «Я вношу предложение о проведении досрочных выборов президента, несмотря на то, что этим почти на два года сокращается срок моих полномочий», — сказал Нурсултан Назарбаев. Решение президента с одобрением встретили и Брюссель, и Вашингтон, и Вена.

Тут же выяснилось, что в казахстанской конституции не только нет положения о лидере нации, нормы о продлении полномочий путем референдума, но и возможность досрочных президентских выборов не предусмотрена. Потребовалось принятие нового закона о внесении поправок в конституцию, а затем поправок в конституционные законы о выборах и о президенте. Все необходимые поправки были рассмотрены и приняты в течение двух дней, причем президент законы о внесении поправок сразу же подписал. Такая оперативность заставляет предположить, что этот вариант развития событий был просчитан, более того, именно он и рассматривался изначально в качестве основного.

3 апреля пройдут президентские выборы, в которых Нурсултан Назарбаев будет принимать участие в качестве «елбасы», лидера нации. Вступила в завершающую стадию операция, которая началась еще в 2009 году, когда Ассамблея народа Казахстана презентовала проект Доктрины национального единства.

Доктрина эта носила вспомогательный характер, она должна была создать правовую базу для реализации инициативы партии «Нур Отан» по приданию Нурсултану Назарбаеву статуса лидера нации. После жарких споров с национал-патриотами относительно названия нации (казахская или казахстанская) документ был переработан согласительной комиссией. Слово нация оставили вообще без определения, но сохранили идею лояльности государству всех граждан вне зависимости от языка, этнической и религиозной принадлежности.

Сигнал о неизменности

29 апреля 2010 года президент подписал доктрину национального единства Казахстана, а уже 5 мая на пленарном заседании мажилиса группа депутатов выступила с предложением узаконить статус лидера нации в отношении Нурсултана Назарбаева. 15 июня закон о лидере нации («елбасы») вступил в силу.

В Казахстане политические партии так и не стали основным элементом системы представительной демократии. Эволюция «Отана» с невнятным статусом партии поддержки президента к партии парламентского большинства, а затем и к правящей партии повторяла эволюцию Нурсултана Назарбаева как главы исполнительной власти, которую уравновешивает парламент, к лидеру партии, формирующего правительство и парламент, а затем — к лидеру нации, елбасы. Впрочем, сама представительная демократия в Казахстане тоже не прижилась. Парламент, сформированный из членов президентской партии, выполняет функции юридического оформления экономического курса, разработанного правительством и президентом.

По иронии судьбы своей последней законотворческой инициативой — внесением в 42 статью конституции поправок о том, что полномочия первого президента могут быть продлены через референдум, мажилис юридически закрепил не только полновластие лидера нации, но и торжество демократии прямого участия над представительной демократией. Поправка о референдуме говорит, по сути, о необязательности и даже ненужности самого парламента как института государственного управления. Сильный лидер и одобрение народа — вот все, что требуется для управления страной. Отныне удел парламента — оперативно рассматривать законопроекты, подготовленные и внесенные правительством.

Сам по себе референдум был не так уж важен для укрепления государственной власти, гораздо важнее закрепление в политической риторике и практике представление о Нурсултане Назарбаеве как о лидере нации, то есть политической фигуре, чьи полномочия практически не ограничены. Это сигнал о неизменности власти, о неизменности политического курса, о неизменности принципов управления и всего того, что связано с именем первого президента. Государственная власть выводится из конкурентного поля. Политической борьбой отныне будет называться обсуждение вопроса о том, какой партии, помимо правящей, будет позволено войти в парламент.