28.I — 4.II

Максим Соколов
4 февраля 2011, 20:04

Процедура с младенцами. — Чай от Бога отчаивает. — Цепь плененья. — В. В. Фауст. — «It is difficult, but it is possible». — Излишняя подозрительность кавалера. — Дитя-культуртрегер. — Методическое пособие. — Волочковская застольная. — Героизм Репетилова.

В спорах о том, до какой степени Россию возможно считать демократической страной, разумно использовать тот важный критерий, согласно которому неотъемлемым атрибутом демократии является усиленное обцеловывание младенцев, производимое в предвыборный год. С этой точки зрения демократические процессы в нашей стране разворачиваются мощно и по-доброму: национальный лидер В. В. Путин рассудил, что журналисты Первого канала, не будучи, конечно, младенцами по разуму, являются младенцами по сердцу, и поэтому произвел с ними демократическую процедуру обцеловывания.

При этом — не в пример многим лицемерным демократиям — процедура была взаимной, т. е. лидер обцеловывал телемладенцев, а те, в свою очередь, его. Младенец А. А. Шарапова спрашивала В. В. Путина: «Расскажите, пожалуйста, у Вас тяжелейший график, мы это понимаем, вот как Вам удается в этом графике, я не боюсь этого слова, выживать? Как Вы отдыхаете? Сколько Вы спите?», на что тот отвечал, что спит шесть часов в сутки, а остальное время трудится, причем не только в труде, но и в питье проявляет высочайшее подвижничество. Лидер сообщил, что кофе вообще не пьет, а чай пьет очень редко. Тем самым, следуя наставлениям людей древлего правоверия о том, что кофий на человека ковы накладывает, а чай от Бога отчаивает. Возможно, правда, тут сказалось влияние не столько старообрядчества, сколько разведывательного служения в Дрездене. Немецкий кофе есть редкостные помои, а облегчающих жизнь в объединенной Германии итальянских кофеен в первом на немецкой земле государстве рабочих и крестьян не было. Что, вероятно, выработало в дрезденском резиденте стойкое отвращение к кофе как таковому.

Параллельно служба в ГДР выработала в В. В. Путине любовь к немецкой классической литературе, о чем свидетельствует его беседа с младенцем Е. В. Малышевой, желавшей узнать у премьера про моменты «Когда Вы бываете абсолютно счастливы? Вот, правда, абсолютное счастье когда бывает?». На что премьер резонно отвечал: «Это только в «Фаусте» так может быть». Действительно, в ходе беседы героя трагедии с Мефистофелем была выработана формула «Когда воскликну я: Мгновенье, // Прекрасно ты, продлись, постой! // Тогда готовь мне цепь плененья, // Земля, разверзнись подо мной. // Тогда вступает в силу наша сделка, // Тогда ты волен, я закабален, // Тогда пусть станет часовая стрелка, // По мне раздастся похоронный звон». Очевидно, что многим представителям оппозиции очень хочется, чтобы премьер-министр как можно скорее испытал абсолютное счастье, но столь же очевидно, что самому премьер-министру этого совершенно не хочется.

Наконец, к взаимному обцеловыванию приступил младенец В. В. Познер, пожелавший узнать у тезки, как тот относится к оппозиционным речам в эфире. Охлажденный В. В. Путин отвечал: «На некоторых радиоканалах, по-моему, только этим и занимаются. Причем, знаете, я даже больше вам скажу. Я и вижу, и слышу, что они врут, но даже к этому я отношусь абсолютно спокойно. Должен кто-то и врать, потому что кто-то хочет услышать это вранье. Пускай скажут, в конце концов». Тут премьер снова проявил себя как личность фаустовского типа. Герой трагедии И.-В. Гете примерно в сходных выражениях отвечал Маргарите на ее сетования по поводу Мефистофеля — «Поверь мне, куколка, не страшен он нимало», а равно «И чудакам, как он, ведь жить на свете нужно».

Вслед за чем в эфире сказанного радиоканала исполненный мефистофельского духа сатирикер В. А. Шендерович разъяснил, что имел в виду В. В. Путин:  «Значит, по поводу лгут — действительно, — это, наверное, про Шевченко… Видимо, он Шевченко послушал на нашем канале». Интерпретация сатирикера представляется несколько однобокой — между тем странно ограничивать цель стремлений. У людей бывают самые разные наклонности, и один желает послушать улема Максима бен Леонарда, а другой, например, того же самого сатирикера. Оба в своем роде прекрасны. Старинный анекдот гласил, что советский командировочный, заблудившись в Лондоне, попал в район Сохо, где к нему, осклабившись, обратился громадный негр-сутенер: «What do you want? Girl?... Woman?... Boy?...». Уверившись, что попал он в руки недобрые, советский человек стал жалобно восклицать: «No! no!... Soviet Union!...». Негр призадумался, после чего, еще более осклабившись, отвечал: «It is diificult, but it is possible». Соответственно, и на сказанном радиоканале утонченный ценитель найдет все, ибо принцип «But it is possible» священен.

Изобретатель и воплотитель священного принципа кавалер А. А. Венедиктов не оценил, однако, фаустовских похвал В. В. Путина, а вместо того посредством любимого Д. А. Медведевым твиттера стал встревоженно обсуждать с наперсниками речи В. В. Фауста, видя в них отражение премудроковарных интриг ув. В. Ю. Суркова.

С тем, что зам. главы АП РФ ex officio отвечает за воплощение в жизнь идеалов премудроковарного домостроительства, спорить не принято, но в данном случае не было никакой надобности в гении макиавеллизма, поскольку достаточно было минимально работающей пресс-службы. В число ее обязанностей входит изучение отзывов СМИ о патроне и представление ему подборок из наиболее ярких и выпуклых цитат. Изучив отзывы радиоканала о своей персоне, которые слагаются по принципу «В кабак не ходи, и там такой срамоты среди пьяных не услышишь», национальный лидер в кабак и не пошел, а вместо того посетил К. Л. Эрнста и его младенцев, в кругу которых и восхвалил свободу слова. На его месте так поступил бы каждый.

Тема младенцев с большой силой прозвучала и в Екатеринбурге, где президент РФ Д. А. Медведев устроил выездное заседания своего Совета по развитию институтов гражданского общества и правам человека, где искусный в риторике председатель Совета проф. М. А. Федотов убедительно увязал тему тоталитаризма и тему младенцев, рассказав об опыте борьбы младенцев за права человека: «Школьники демонстрируют потрясающие результаты. Постепенно вырисовываются очертания школы, в стенах которой непрерывно идет процесс формирования совсем юных, но вполне сознательных, свободных граждан с выраженным чувством собственного достоинства, с нетерпимостью к несправедливости и беззаконию... Наши юные, сознательные граждане смогут стать настоящими культуртрегерами, несущими идеи гражданственности и правовой культуры в свои семьи. Так, шаг за шагом гражданское общество России будет прирастать новыми и новыми гражданами».

Образ младенца, который просвещает отсталого папашу, после чего тот проникается идеями гражданственности и правовой культуры и отряхает от себя ветхого Адама, признаваясь: «Отсталый я был дурак и верил в пошлый вздор», есть светлый идеал всякой революции. Достаточно вспомнить отрока-культуртрегера Павлика Морозова. Там, правда, папаша и его родственники оказались особо злонравны, и культуртрегер трагически погиб, но где, скажи, когда была без жертв искуплена свобода. Наградой же будет прекрасный новый мир, построенный на началах Правостроя — «Дитя, любяй папашу своего, его наказует».

Создание всеобъемлющего Правостроя есть задача на будущее, пока же проф. М. А. Федотов предъявил президенту РФ пропедевтические труды: «Дмитрий Анатольевич, я специально для Вас приготовил вот эти книги: изучаем права человека по примерам из сказок. Это очень важная форма работы».  Дмитрий Анатольевич прямо в ходе заседания ознакомился с этой формой работы и даже был несколько поставлен в тупик глубиной книги: «Некоторые вопросы явно хорошо подготовлены. Например, такой: имеет ли мартышка право пользоваться очками? Чувствуется, серьезно подошли к правам человека».

Вопрос о мартышке действительно подводит нас к фундаментальным вопросам соотношения автономии и гетерономии. В качестве еще одной важной формы работы можно указать на преподавание гендерно-правозащитных концепций по примерам из «Русских заветных сказок» А. Н. Афанасьева. Вероятно, к следующему заседанию Совета такое пособие будет подготовлено.

Пока же гендерно-правозащитная тематика преподается по картинкам, изображающим совершенно разоблачившегося члена партии «Единая Россия», танцовщицу А. Ю. Волочкову. Разоблачившаяся партийка, недовольная тем, что партия не защитила ее от различных хул и даже прямо скабрезных высказываний, возлюбила М. Б. Ходорковского, некогда же родную партию публично поименовала «е...чей».

С последним эпитетом большой беды нет, единороссы-либертены теперь даже могут на своих собраниях исполнять волочковскую застольную «Выпьем за партию нашу е...чую, выпьем и снова нальем!». Смущает скорее некоторая скандальозная непредсказуемость то ли члена, то ли не члена правящей партии. Каковая непредсказуемость заставляет проникнуться особым пиететом к либеральному деятелю Репетилову, который танцовщицу держал, да не одну — трех разом. Б. В. Грызлов попробовал держать всего одну и то греха не обобрался, а держать трех разом — это каким же надо быть героическим мужем.