Новый Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений официально вступил в силу. В минувшую субботу министр иностранных дел Сергей Лавров и госсекретарь США Хиллари Клинтон обменялись ратификационными грамотами соглашения. Встреча Лаврова и Клинтон состоялась в Мюнхене в рамках 47-й международной конференции по вопросам безопасности.
«Заложенные в договор принципы равноправия, паритетности, равной и неделимой безопасности создают прочную основу для современного российско-американского взаимодействия в самых разных областях. Вступающий в силу с этого дня договор благотворно скажется на международной стабильности», — заявил Сергей Лавров, выступая перед журналистами после обмена грамотами. Он также отметил, что документ «отвечает национальным интересам» обеих стран и «способствует решению задач нераспространения и разоружения».
В свою очередь, Хиллари Клинтон вспомнила в своем выступлении о казусе с символической кнопкой «перезагрузка». «Два года назад в Женеве мы неправильно написали слово "перезагрузка" на символической кнопке, которую я подарила министру Лаврову. Но когда речь зашла о реальной кнопке, той самой, которая может вызвать ядерную катастрофу, нашим странам удалось избежать трудностей перевода. И сегодня мы сделали еще один важный шаг к тому, чтобы эту кнопку никто никогда не нажал», — отметила госсекретарь.
Кроме того, Клинтон в очередной раз подтвердила готовность США и НАТО сотрудничать с Россией в области противоракетной обороны. «Мы стремимся к настоящему сотрудничеству в этой сфере, которое позволило бы укрепить отношения с Россией и нашу собственную безопасность. Мы будем стремиться к тому, чтобы системы ПРО дополняли друг друга», — сказала глава Госдепартамента.
Президенты Дмитрий Медведев и Барак Обама подписали договор в апреле прошлого года в Праге. Он предусматривает сокращение числа межконтинентальных баллистических ракет, баллистических ракет подводных лодок и тяжелых стратегических бомбардировщиков, а также числа боезарядов — до 1550 с каждой стороны. Ратификация договора в американском Конгрессе сопровождалась ожесточенными дебатами и попытками республиканцев заблокировать его принятие. В итоге документ все же был ратифицирован сенатом, а некоторое время спустя — и обеими палатами российского парламента. 28 января 2011 года Дмитрий Медведев подписал ратификационные документы по договору, а 3 февраля то же сделал Барак Обама. Договор СНВ-3 заключен на десятилетний срок.
Теперь в течение 45 дней после обмена ратификационными грамотами стороны обменяются полной информацией касательно вооружений, а через 60 дней будут возобновлены взаимные инспекции.
Обмен ратификационными грамотами стал заметным событием мюнхенской конференции. Присутствовавшие на ней официальные представители третьих стран приветствовали этот шаг Москвы и Вашингтона. «То, что он (договор) должен войти в силу, является важнейшей исторической и политической вехой на нашем пути к достижению конечной цели к безъядерному миру», — заявил в этой связи генсек ООН Пан Ги Мун.
Между тем в субботу вице-премьер РФ Сергей Иванов заявил журналистам, что вступление в силу договора СНВ-3 не повлияет на планы России по созданию межконтинентальных баллистических ракет «Булава» и «Ярс». Он отметил, что российско-американское соглашение «не накладывает на Россию абсолютно никаких дополнительных обязательств, кроме как соблюдения лимитов, указанных в договоре».