Воюют стороны за 4,6 кв. км джунглей, на которых находится всемирно известный храм Преа Вихеа, построенный более 1000 назад в честь бога Шивы. Тяжба за этот храм ведется уже много десятилетий. Долгое время храм находился под контролем Таиланда. В 1904 году после «настоятельной просьбы» Франции (чьи колониальные владения тогда включали и нынешнюю Камбоджу) Таиланд передал ряд территорий, в том числе и земли этого храма, в состав Французского Индокитая. В 1954 году — через год после того, как Камбоджа получила независимость, — Таиланд попытался вернуть эту территорию военным путем и ввел войска. Интервенция не удалась — по постановлению Международного суда в 1959 году Таиланд был вынужден вернуть армейские подразделения на границу 1907 года. В 1962 году Международный суд ООН принял еще одно постановление, согласно которому сам храм принадлежит Камбодже, однако его главный вход находится на территории Таиланда.
В июле 2008 года по представлению камбоджийских властей ЮНЕСКО включила храм Преа Вихеа в список мирового культурного наследия в качестве камбоджийского объекта. Однако тайские власти это решение не признали — стычки на «храмовом» участке границы проходили и в 2009-м, и в 2010 году. В конце прошлого года казалось, что напряжение стало спадать — лидеры Таиланда и Камбоджи достигли договоренности о прекращении вооруженного противостояния и начали отвод войск от границы для того, чтобы вернуться к переговорному формату. Однако в феврале этого года конфликт вновь возобновился.
По словам тайских властей, агрессию начали камбоджийцы. Якобы 4 февраля камбоджийские военные неожиданно открыли огонь из артиллерийских орудий по военному посту тайской армии в приграничной деревне Пхат-Ма-Кхуа, находящемуся недалеко от Преа Вихеа. В результате обстрела около 30 тайских солдат и четыре местных жителя получили ранения. «Нашим солдатам ничего другого не оставалось, как исключительно в целях самозащиты открыть ответный огонь», — заявил премьер Таиланда Апхисит Ветчачива. Он полностью оправдал действия тайской армии: по его словам, если суверенитет страны нарушается, то его нужно защищать. Более того, тайский премьер дал понять, что готов к эскалации конфликта: Таиланд уже отправил подкрепления к границе (500 солдат и несколько артиллерийских орудий).
У противоположной стороны свое видение событий — министерство иностранных дел Камбоджи отправило в ООН официальную жалобу на «агрессию Таиланда». По версии камбоджийской стороны, отряд тайских военных с помощью бульдозеров снес заграждения на территории Камбоджи и продвинулся на полкилометра вглубь ее территории, после чего камбоджийская армия была вынуждена открыть по нарушителям огонь. 7 февраля Камбоджа официально потребовала созыва Совета безопасности ООН. В отправленном на имя председателя Совета безопасности письме премьер-министра Камбоджи Хун Сена говорилось, что «фронтовые командиры Камбоджи и Таиланда в полдень 6 февраля на переговорах достигли соглашения о прекращении огня. Однако между тем сегодня таиландские войска задействовали пушки калибром 105 мм, 120 мм, 130 мм, 155 мм, а также другие виды тяжелого оружия, обстреляли храм Преа Вихеа и другие районы несколькими снарядами, некоторые из них попали на территорию Камбоджи примерно в 20 км от границы… С учетом того, что агрессивные действия Таиланда представили серьезную угрозу миру и стабильности в регионе, я хотел бы просить господина председателя созвать чрезвычайное заседание СБ ООН для прекращения агрессии Таиланда… Нам необходима помощь ООН для гарантированного прекращения огня и создания буферной зоны». Камбоджийские власти также обвинили тайскую армию в использовании химического оружия и заявили, что часть тайских артиллерийских снарядов попала в сам храм, причинив ему значительный ущерб.
Однако Организация объединенных наций вмешиваться пока не спешит. Она лишь ограничилась заявлением о том, что «генеральный секретарь ООН глубоко обеспокоен перестрелкой вдоль камбоджийско-таиландской границы, а также сообщениями о гибели людей», ритуальным призывом к сторонам прекратить огонь, проявлять сдержанность, а также ускорить начало двусторонних переговоров, направленных на разрешение их разногласий мирным путем. На фоне бездействия ООН помощь в разрешении конфликта уже предложили ряд региональных организаций. «Таиланду и Камбодже следует обратиться к АСЕАН с просьбой помочь им заключить перемирие и разрядить напряженность на границе», — заявил генеральный секретарь АСЕАН Сурин Пхитсуван.
Ряд экспертов утверждают, что обострение приграничного конфликта может вызвать серьезное обострение внутриполитической ситуации в Таиланде. В стране правительственный кризис. Позиции премьер-министра Апхисита Ветчачивы сейчас очень слабы: тысячи сторонников Народного альянса за демократию (так называемые желторубашечники, которые, собственно, и привели Ветчачиву к власти) вышли на улицы крупных городов и потребовали от премьера уйти в отставку из-за «неспособности решить приграничный конфликт с Камбоджей». Они обвиняют премьера в малодушии, требуют аннулировать решение ЮНЕСКО о признании храма камбоджийским памятником и «очистить оккупированные таиландские территории» от камбоджийских военных. «У кабинета министров есть время до пятницы 11 февраля, чтобы выполнить все наши требования, в противном случае мы займем центр столицы, а также приступим к штурму резиденции премьера. В пятницу силы желторубашечников будут распределены по всему городу, этот шаг станет следующим в принуждении правительства выполнить требования», — заявил лидер Народного альянса за демократию Чамлонг Сримуанг. В то же время политическим кризисом в стране могут воспользоваться краснорубашечники — тайская оппозиция, поддерживающая северные элиты и бывшего премьер-министра страны Таксина Чинавата. А это значит, Таиланд в ближайшем будущем ожидают новые беспорядки.