Зона скандала

Игровая драма «В субботу» российского режиссера Александра Миндадзе о трагедии на Чернобыльской АЭС и документальный эпос «Ходорковский» немца Кирилла Туши обещают стать главными хитами 61-го Берлинского кинофестиваля.

Фото: AP
10 февраля в Берлине открывается 61-й международный кинофестиваль.

10 февраля в Берлине открывается 61-й международный кинофестиваль. Масштабный киносмотр знаменит чуткостью к злободневной социальной и этнокультурной проблематике, к острейшим политическим коллизиям, определяющим отбор фильмов со всего света. В прошлом году юбилей Берлинале совпал с 20-летием падения Берлинской стены. Эта дата оказалась парадоксальным образом обыграна в конкурсной программе, главным лейтмотивом которой стала тема преодоления физических и ментальных границ «лишними» людьми — изгоями современной объединенной Европы. Многие герои либо находились в тюрьме, либо готовились выйти на свободу, но, по горчайшей иронии, неминуемо возвращались обратно.

Одной из наиболее ожидаемых и обсуждаемых премьер нынешнего Берлинале стал документальный фильм «Ходорковский» немецкого режиссера с русскими корнями Кирилла Туши в престижной, сопутствующей основному конкурсу программе «Панорама». Еще до официального начала фестиваля показ скандальной картины чуть не был сорван грабителями, похитившими уникальные киноматериалы из немецкой студии Кирилла Туши. Режиссер заверил обескураженных российских и западных журналистов в том, что просмотр все-таки состоится, поскольку копии фильма сохранены у продюсеров. За пять лет трудоемких съемок Туши записал около 200 часов интервью, в том числе редчайший 10-минутный разговор с тогда еще подследственным экс-лидером ЮКОСа в зале суда, преодолел расстояния от Читы до Страсбурга, Тель-Авива, Нью-Йорка и Лондона. Безусловно, масштаб исследования теневой стороны одного из самых крупных процессов современности еще до прецедента кражи предвещал «Ходорковскому» статус самого радикального общественного, а не только узкокинематографического события. Некоторые эпизоды, например арест в самолете, реконструированы в документальной ленте при помощи 3D-анимации.

Среди документальных лент выделяется также амбициозный проект британца Кевина Макдональда «Жизнь в один день». Фильм составлен из фрагментов, снятых фильммейкерами со всего мира в конкретную дату — 24 июля 2010 года. Диапазон видео широкий: от продукции уважаемых кинокомпаний до роликов из YouTube. Этот срез земной жизни отлично подошел бы для «капсулы будущего», которую можно или закопать, или отправить в космос — чтобы через много лет было понятно, чем жили наши современники.

Акцией солидарности обернулось приглашение войти в состав международного жюри иранского классика Джафара Панахи, призера Канн, Берлина, Венеции и Локарно, приговоренного на родине к шести годам тюремного заключения за оппозиционную деятельность. В разных секциях Берлинале будут показаны сразу несколько фильмов опального в его стране и знаменитого во всем мире режиссера. Лишенные медитативных штампов иранского арт-кино, эти картины воздействуют предельной достоверностью болезненных социальных конфликтов. Откроет символическую ретроспективу фильм «Офсайт» («Серебряный медведь» за режиссуру на Берлинале-2006), речь в котором идет о реальном футбольном матче между командами Ирана и Бахрейна за право попасть в список участников чемпионата мира по футболу. В рамках смотра будет проведен круглый стол о взаимоотношениях режиссеров с цензурой и об отсутствии свободы слова в Иране.

Главная конкурсная программа Берлинале-61 состоит из 22 картин. Возглавить жюри выпала честь интеллектуалке, любимице киноманов, да и просто обворожительной женщине Изабелле Росселлини, давней музе изысканного канадского режиссера Гая Мэддина, также вошедшего в состав основного жюри. В 2003 году Росселлини сыграла в черно-белой сюрреалистической картине Мэддина «Самая печальная музыка на свете» роль безногой хозяйки пивного заведения, вызвавшейся провести и оценить во времена Великой депрессии конкурс на самую душераздирающую мелодию. Уже сейчас в ставках на призы фестиваля можно выделить режиссерский дебют английского актера Рэйфа Файнса «Кориолан» и новый фильм «Туринская лошадь» венгра Белы Тарра, объявившего о завершении своей кинокарьеры. Пролог фильма основан на случае из биографии Фридриха Ницше, который, став свидетелем в Турине сцены избиения кучером лошади, постепенно начал впадать в депрессию. Сама же картина рассказывает о судьбе кучера и его дочери, вынужденных вести самое скорбное, нищенское существование.

Кадр из фильма «В субботу»  08.02.2011 Статьи и Новости Фото: kinogallery.com
Кадр из фильма «В субботу»
Фото: kinogallery.com

Свой второй фильм «В субботу» представит в конкурсе Берлинале маститый российский сценарист, много лет проработавший с Вадимом Абдрашитовым, а теперь и режиссер Александр Миндадзе. Действие картины разворачивается в течение суток после катастрофы на Чернобыльской АЭС. Главный герой юный партработник Валера (Антон Шагин) одним из первых узнает о трагедии и затем почти в реальном времени разрывается между желанием бежать (до официального объявления карантина) и надеждой спасти свою девушку, однако обстоятельства вытесняют эту зыбкую возможность. Можно надеяться, что саспенс и актуальность сюжета — в 2011 году исполняется 25 лет с момента аварии — документальная камера замечательного румынского оператора Олега Муту («Смерть Господина Лазареску», «4 месяца, 3 недели и 2 дня») не оставят членов жюри равнодушными. Как это случилось на прошлом фестивале, где оператор Павел Костомаров принес успех триллеру Алексея Попогребского «Как я провел этим летом».

Еще одна картина российского режиссера Александра Зельдовича «Мишень», соавтором сценария которой стал Владимир Сорокин, анонсирована в программе «Панорама». Группа из шести персонажей, принадлежащих к светскому столичному обществу, отправляется в 2020 году в некую деревню на границе с Монголией, где в советское время располагался астрофизический комплекс. Энергия, излучаемая в шахте закрытого военного объекта, дарует местным жителям вечную молодость, а приезжим — молодость за деньги. Затейливая фабула, фантасмагорические интерьеры и экстерьеры наверняка вызовут споры, как это было после премьеры «Москвы».

Среди тех, кого ждут на красной дорожке, — Джефф Бриджес, Мэтт Дэймон, Лиам Нисон, Кевин Спейси, Гаэль Гарсия Берналь, Джереми Айронс, Хелена Бонем-Картер, Колин Ферт, Рейф Файнс, звезды немецкого кино и живые классики, режиссеры Вернер Херцог и Вим Вендерс: фильмы двух последних представлены в основной программе. И, между прочим, даже классики сегодня предпочитают работать в формате 3D.

Фильм Вима Вендерса «Пина» 08.02  Зона скандала Кадр из фильма «Пина»
Фильм Вима Вендерса «Пина»
Кадр из фильма «Пина»

Фильмами-сюрпризами фестиваля обещают стать снятые в 3D внеконкурсные показы «Пины» Вима Вендерса о легендарной танцовщице и хореографе Пине Бауш и «Пещеры забытых снов» Вернера Херцога о наскальных изображениях каменного века, открытых на юге Франции. Более же консервативно настроенные завсегдатаи Берлинале смогут по достоинству оценить полную ретроспективу Ингмара Бергмана, организованную Немецкой синематекой, а также насладиться мировой премьерой цифровой версии отреставрированного «Таксиста» Мартина Скорсезе (1976). Нынешний фестиваль сулит еще не одну, хочется верить, художественную, а не вандалистскую провокацию.