Удвоение Lada

Денис Квасов
9 февраля 2011, 11:05

Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) в России подвела итоги продаж легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в нашей стране в январе. В целом рынок продемонстрировал рост на 72% по сравнению с показателем января 2010 года — 127 564 автомобиля против 74 002 годом ранее.

Иллюстрация: Эксперт Online

«Тот факт, что динамика 2010 года продолжается и в 2011 году, безусловно, обнадеживающий знак для рынка, — говорит председатель комитета автопроизводителей АЕБ Дэвид Томас. — Январь, конечно, короткий месяц, с традиционно более низким объемом продаж, но даже учитывая этот факт, это хороший старт года, на который мы прогнозируем почти 20-процентный рост рынка». Вице-председатель комитета Марк Овенден добавляет: «Мы очень довольны 72-процентным ростом рынка в январе. При условии сохранения высоких цен на нефть, способствующих восстановлению экономики, а также программы утилизации и государственной программы льготного кредитования, заложено достаточно крепкое основание для успешного развития рынка в этом году».

Кроме общего роста рынка (высокий показатель которого обеспечен, в первую очередь, эффектом низкой базы) можно отметить еще ряд важных моментов. Во-первых, что неудивительно, лидером российского авторынка остается Lada. Продажи АвтоВАЗа в январе составили 35 540 машин, что более чем в два раза превышает показатель января 2010 года (17 308 шт.). Кстати, прошлогодний показатель — самый низкий за всю постсоветскую историю тольяттинского автогиганта. За счет существенного увеличения продаж выросла и доля Lada на отечественном рынке — 27,9% против 23,9% по итогам января 2010 года.

Существенную роль в этом сыграла государственная программа утилизации старых авто, основным бенефициаром которой стал именно ВАЗ (до 80% от общего количества «утилизационных» продаж приходится на тольяттинские малолитражки). «Сейчас по программе уходит более половины всех автомобилей Lada, — говорит директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков, — По сути АвтоВАЗ находится не совсем в рыночной ситуации, что позволяет ему решать многие свои проблемы, например, отыгрывать повышение цен на металлопрокат соответствующим ростом розничных цен на свою продукцию. В ситуации чисто рыночной это было бы критично, а сейчас рынок может и не заметить 3–7-процентного роста и на продажах это сильно не скажется. Другой вопрос, что в конце года, когда закончится программа утилизации, может измениться».

Насколько серьезно повлияла утилизационная программа на результаты деятельности АвтоВАЗа, наглядно демонстрирует и динамика продаж в разрезе семейств Lada. Так, тольяттинские авто занимают четыре верхние строчки в рейтинге самых продаваемых автомобилей в январе 2011 года, и на первом месте — «классика». Тогда как годом ранее она занимала лишь пятую строчку. За первый месяц 2011 года Lada 2105/2107 разошлись в количестве 9812 шт., в январе 2010 года было продано лишь 2441 машины этого семейства. Рост составил 302%. И это, конечно, результат утилизационной программы: именно «классика» пользуется наибольшим спросом у ее участников. Вторую строчку заняла Lada Kalina (8414 шт.), годом ранее она была лишь четвертой (2670 шт.), рост — 215%.

Успехи остальных моделей Lada скромнее. Например, бестселлер прошлого года Lada Priora скатилась с первой позиции на третью с показателем 7695 машин (5319 в январе 2010 года), рост составил «лишь» 45%. Lada Samara «выросла» на 33%, до 6153 машин.

Что касается других российских автопроизводителей, то их успехи на фоне АвтоВАЗа выглядят несколько скромнее. Так, ГАЗ оказался на 10-й строчке в рейтинге самых популярных марок с показателем 3965 автомобиля (2925 машин годом ранее), рост составил 36%. УАЗ на 15-ом месте (3025 против 1957, рост — 55%). Иж — на 19-ой позиции. Продано 1507 машин.

Иностранные бренды также демонстрируют положительную динамику. Первая пятерка выглядит следующим образом: Kia (8000), Renault (7810), Chevrolet (7303), Nissan (6850) и Toyota (6316). Практически все бренды показали рост продаж — от 5% у корейского Hyundai до 450% у китайского Lifan. В минус ушли лишь Subaru (-10%), Honda (-40%), Geely (-8%), Dodge (-71%) и Chrysler (-83%).

Импорт легковых автомобилей в Россию, по предварительным данным Минэкономразвития РФ, в январе вырос в 2,6 раза и составил 41,9 тыс. единиц. Новых автомобилей в прошлом месяце было импортировано 41,4 тыс. шт., подержанных автомобилей не старше пяти лет — 300 единиц, старше пяти лет — 200 машин. Напомним, в январе 2010 года в Россию было импортировано 15,9 тыс. легковых автомобилей, из них 200 шт. не старше пяти лет и 100 машин — старше этого возраста. Однако эксперты АЕБ подчеркивают, что в основном рост авторынка происходит за счет отечественных марок и иномарок российской сборки — в десятке лидеров по моделям, наиболее продаваемым с начала года, девять производятся в нашей стране.