Японцев смывает

Екатерина Шохина
15 марта 2011, 18:29

Крупнейшие японские автоконцерны объявили о приостановке своих предприятий в связи с землетрясением и цунами. Они уверяют, что это не повлияет на предложения на рынках других стран, но, по мнению экспертов, Россия все же столкнется с временным дефицитом автомобилей и автозапчастей.

Иллюстрация: Эксперт Online
Крупнейшие японские автоконцерны объявили о приостановке своих предприятий в связи с землетрясением и цунами

Так, Honda сообщила, что вынуждена закрыть заводы компании как минимум до 20 марта, чтобы провести проверку систем безопасности, энергообеспечения и инфраструктуры. Toyota приостановила производство до среды на всех 12 заводах в Японии, но уверяет, что «перерыв не отразится на зарубежном производстве». Nissan прервала сборку автомобилей на четырех заводах до среды и еще на двух – до пятницы. В компании заявили, что сделают все возможное, чтобы поддержать «работы по восстановлению» в Японии, поэтому ограничат использование электроэнергии на всех предприятиях. Mitsubishi, закрывшая три завода, сообщила, что планирует возобновить производство на них 16 марта. Mazda Motor пока работает в первую смену, но, как сообщают в автоконцерне, скорее всего, остановит производство из-за нехватки комплектующих, которые поставлялись из пострадавших районов. Минимум до среды не будут работать заводы Suzuki и Subaru.

«Мы не можем собрать автомобиль, даже если отсутствуют только одна или две части. Так что будет лучше остановить производство», – объяснил представитель Honda Кейтаро Ямамото. Практически у каждого производителя автомобилей в зоне землетрясения оказался ряд поставщиков.

Представители японского автопрома и дилеры японских автомобилей просят не паниковать – дефицита автомобилей на рынках других стран не будет, уверяют они.

«Трехдневная остановка производства не будет влиять на ближайшие поставки автомобилей и запасных частей в Европу, поскольку доставка автомобилей и запасных частей морским путем из Японии в Европу занимает около шести недель», – говорится в сообщении Toyota. При этом в компании отмечают, что катастрофа в Японии не коснулась российского производства. Поэтому ощутимых последствий ждать не стоит.

В Nissan сообщают, что большинство поставляемых в РФ автомобилей производится не в Японии, а в Европе, Мексике и России, поэтому дефицита также ждать не стоит.

«Влияние произошедшего на бизнес в настоящее время изучается, тем не менее сейчас ситуация в России остается нормальной. Мы оцениваем товарные запасы в Европе как достаточные для поддержания нормального бизнеса в ближайшем будущем», – сообщили в автоконцерне Nissan.

«В настоящее время, когда масштабы бедствия в Японии до конца не известны, сложно говорить, как это отразится на дилерах. Информации от представительства о прекращении поставок автомобилей и запчастей нет, мы работаем в штатном режиме», – заявила «Эксперту Online» представитель компании «Автоспеццентр» (официальный дилер Audi, Infiniti, Nissan, Skoda в России) Евгения Никитена-Кацарская.

В Suzuki Motor Rus «Эксперту Online» сообщили, что на данный момент «дефицита автомобилей нет». «Поскольку сбоев с поставками также нет, говорить о том, на сколько хватит автомобилей, не имеет смысла», – уточнила представитель компании Наталья Афанасьева.

В то же время как японские, так и российские автоэксперты оценивают ситуацию более пессимистично.

«Зарубежные производства могут быть затронуты, если остановка производства будет длительной, поскольку основные компоненты, такие как двигатели и трансмиссии, поставляются на зарубежные заводы из Японии, – заявил аналитик токийского отделения JP Morgan Securities Кохеи Такахаси. – Учитывая, что автомобиль состоит из 200–300 тыс. деталей, и трудности в закупках материалов, мы не ожидаем возвращения к нормальному графику производства в ближайшее время».

Россия – самый важный для японцев рынок в Европе, поэтому ситуация в Японии обязательно повлияет на российский рынок, считает руководитель Auto-dealer.ru Олег Дацкив. По данным агентства «Автостат», сейчас наша страна занимает второе место в европейском рейтинге продаж японских автомобилей. «Японцы» традиционно считаются самыми качественными автомобилями.

«Японские поставщики будут стараться выполнить все свои обязательства перед дилерами и потребителями, но остановка заводов и трудности с логистикой будут проблемой в течение всего года, – отмечает эксперт. – В такой ситуации не до отправки автомобилей, поэтому сроки поставки будут увеличены, и людям, которые рассчитывали получить машину в ближайшее время, придется подождать».

Задержки поставок коснутся не только покупателей новых автомобилей, но и владельцев подержанных: они будут дольше обычного ждать комплектующих и запчастей. «Обычно срок поставок из Японии начиная с момента размещения заказа составлял три-четыре месяца, теперь можно ожидать, что он сдвинется на то количество дней, пока будет стоять завод», – говорит Дацкив.

Он считает, что при временном дефиците японских автомобилей выиграют все остальные производители, поскольку ждать сейчас никто ничего не хочет. «Традиционно основными конкурентами японцев по соотношению „цена–качество” считались корейцы. Но сейчас спрос хороший, и альтернативой может стать любая другая марка автомобиля», – говорит эксперт. Цена же вряд ли повысится – производители в настоящее время пересматривать прейскурант не будут, разве что дилеры будут предлагать больше допоборудования, чтобы повысить свое благосостояние.

АвтоВАЗ также готовится к дополнительным покупателям. «Lada выглядит заметно лучше не только среднего показателя по рынку, но и большинства его участников – это заслуга как самого АвтоВАЗа, так и его дилеров», – сообщили «Эксперту Online» в пресс-службе автопроизводителя.

Те же автолюбители, которые захотят в ближайшее время купить подержанного «японца», должны быть особенно осторожны. Эксперты считают, что именно в Россию «хлынут» «утопленники» и поврежденные в результате стихийного бедствия автомобили. Их будут продавать за копейки, и даже дорогая «растаможка» и высокие пошлины не смогут сделать их неконкурентоспособными.