Как сообщила британская газета The Times, TНК-ВР уже сделала BP соответствующее предложение. Сумма сделки может превысить 8 млрд долларов. По мнению представителей AAR, таким образом ВР получит наличные средства, в который британская компания остро нуждается, в частности, для покрытия расходов на ликвидацию последствий аварии в Мексиканском заливе, а ТНК-ВР, в свою очередь, получит возможность участвовать в совместных проектах с «Роснефтью».
Напомним, что в середине января этого года ВР и «Роснефть» подписали соглашение о взаимном обмене акциями, в ходе которого российская компания получит 5% обыкновенных голосующих акций ВР в обмен на 9,5% акций «Роснефти», которые перейдут британской компании. Компании также договорились о совместной разведке и добыче углеводородов на трех участках российского арктического шельфа. Общий объем соглашения об обмене акциями составил 16 млрд долларов, а инвестиционный объем сделки об освоении арктического шельфа на первом этапе составит от 1,4 до 2 млрд долларов.
Однако в AAR посчитали эти договоренности нарушением акционерного соглашения в ТНК-ВР и сумели заблокировать сделку. В Стокгольмском арбитраже на следующей неделе начнется рассмотрение иска российского консорциума.
Как отмечает ведущий эксперт «Инжиниринговой компании „2К”» Сергей Воскресенский, предложенный AAR вариант практически полностью исключает ВР из сделки с «Роснефтью». «Устроит ли британскую компанию такой вариант, будет зависеть от необходимости ВР в средствах. Деньги, полученные от ТНК-ВР, для ВР лишними явно не будут, однако в результате стратегического альянса с „Роснефтью” у британской компании по факту не получится, – говорит аналитик. – Таким образом, ВР, которая рассчитывала на долгосрочное сотрудничество с „Роснефтью” и получение доступа к российским месторождениям, предложение ТНК-ВР вряд ли будет интересно».
Позиция «Роснефти» по данному вопросу также не очевидна. «Если российской госкомпании интересен только пакет акций в одной из крупнейших мировых энергетических компаний, тогда вариант, предложенный ТНК-ВР, может быт принят, – полагает Воскресенский. – Однако если „Роснефть” планировала развивать сотрудничество с ВР на конкретных проектах, тогда схема сделки, предложенная ТНК-ВР, будет отвергнута».
«Очевидно, что сейчас сделка ВР и „Роснефти” поставлена под угрозу срыва. Но решится ли ТНК-ВР до конца отстаивать свои интересы, если ВР и „Роснефть” откажутся от предложенных условий, неизвестно. Переговоры по сделке велись под контролем вице-премьера Игоря Сечина, который курирует ТЭК. Срывая сделку, ТНК-ВР рискует потерять расположение вице-премьера, что может негативно отразиться на деятельности компании в России, – считает Воскресенский. – Поэтому маловероятно, что ТНК-ВР будет блокировать сделку, если „Роснефть” и ВР откажутся от предложенной схемы. Тем не менее, российско-британская компания не оставит попыток извлечь максимум выгоды для себя из этой сделки и, возможно, предложит другие ее варианты».
Впрочем, как отмечает Григорий Бирг, аналитик «Инвесткафе», насильно мил не будешь. «ТНК-BP пытается навязать сотрудничество в разработке арктического шельфа как акционерам BP, так и акционерам „Роснефти”. BP выгодно самой напрямую участвовать в разработке перспективного региона и увеличить собственные запасы, а „Роснефти” выгодно сотрудничество с иностранным мейджором, компететным в области последних технологий добычи на шельфе, а не с его российским СП, – говорит аналитик. – Не думаю, что сотрудничество с ТНК-BP было бы воспринято инвесторами столь же позитивно, как было воспринято сотрудничество с BP. Думаю, вне зависимости от решения совета директоров „Роснефть” не согласится на сотрудничество с СП в этом проекте».
Роман Беседовский, управляющий фондом «Финам нефтегаз», полагает, что BP вряд ли устроит цена, которая для данного предложения равна текущей рыночной, а фондовый сегмент нефтегазовых компаний активно дорожает.
«„Роснефть” не устроит то же, что не устраивало раньше, когда компания заключала сделку с BP без ТНК-BP, – считает он. – Если в Страсбургском арбитраже, где рассматривается иск ТНК-BP, будет принято решение в пользу ТНК-BP, то возможно продолжение диалога, в том числе в отношении стоимости акций BР».