Скорый до Екатеринбурга

Москва, 21.03.2011
Республика Татарстан и Свердловская область намерены совместно отстаивать общие интересы на федеральном уровне и приложить все усилия для успешной реализации проекта строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва–Екатеринбург.

Фото: ИТАР-ТАСС

Об этом в минувшие выходные в Казани заявили главы регионов Рустам Минниханов и Александр Мишарин. «Это прорывной проект. Мы приложим все усилия, чтобы он получился», – отметил президент Татарстана. «Для нас это важнейший проект, который даст уральским городам новые возможности, новое качество жизни. Мы договорились, что приступаем к созданию проектной компании для разработки обоснований инвестиций и конкурсной документации», – заявил губернатор Свердловской области.

Идея о скоростном железнодорожном сообщении между Екатеринбургом и Москвой у региональных властей Свердловской области появилась вместе с запуском «Сапсанов» между Москвой и Санкт-Петербургом. Однако проектное оформление она получила год назад, на международном железнодорожном бизнес-форуме «Стратегическое партнерство 1520». «Сегодня из Екатеринбурга в Москву поезда идут как минимум 26 часов. Строительство высокоскоростной магистрали позволит в четыре-пять раз сократить время на дорогу. Соответственно, в такой же пропорции, а может быть, и в большей, возрастет деловая активность региона», – подчеркивал на презентации проекта глава региона. По мысли разработчиков, новая высокоскоростная железнодорожная магистраль (ВСМ) протяженностью 2,1 тыс. км соединит Москву, Владимир, Нижний Новгород, Казань и Екатеринбург. Кроме того, дорога будет иметь ответвления до крупных городов Уральского региона – Перми, Уфы, Челябинска, Тюмени и Нижнего Тагила. Стоить она будет 2,5 трлн рублей, но выгоды, как считают в администрации Свердловской области, принесет как минимум в полтора раза больше.

В декабре прошлого года проект рассматривался на правлении «Российских железных дорог» (РЖД). О конкретных решениях, принятых на сей счет железнодорожной монополией, публично не сообщалось, но Александр Мишарин заверил общественность, что проект поддержал президент страны Дмитрий Медведев и сейчас идет активная работа с главами девяти регионов, по территории которых должна пройти новая ВСМ: Московской, Владимирской, Нижегородской областей, республики Татарстан и Башкортостан, Пермского края, Свердловской, Челябинской и Тюменской областей.

Вряд ли лидеры девяти российских регионов будут вставлять палки в колеса этому проекту. И пример президента Татарстана Рустама Минниханова этому подтверждение. Проекты такого масштаба – это всегда новые рабочие места и дополнительные деньги в региональную казну. Что касается РЖД, глава монополии Владимир Якунин не раз принципиально высказывался за высокоскоростное сообщение. «ВСД – это никакая не игрушка, а повышение качества жизни и обслуживания пассажиров. Кроме того, это колоссальная энергия развития не только для железнодорожной отрасли, но и для 19 отраслей, которые нас обслуживают. Не делать этого – пещерный атавизм. Я в этом абсолютно уверен, другого выбора у нас нет. Создание национальной системы высокоскоростного движения к 2030 году – стратегический проект РЖД, который изменит транспортную систему страны. Будет создана альтернативная железнодорожная инфраструктура, способная обеспечить безопасное движение поездов со скоростью 350 км/ч», – не раз говаривал он.

Но сейчас, вообще-то, РЖД не до Екатеринбурга. Перед железнодорожной монополией (если отвлечься от того, что она сейчас реформируется, на что само по себе уходит масса времени), во-первых, стоит задача максимум к 2014 году запустить ВСМ между Москвой и Санкт-Петербургом, которая должна сократить время пассажиров в пути с 4 часов, как сейчас, до 2,5 часов. Проект официально стоит 1,2 млрд рублей, но без его осуществления, то есть разгона поездов до скорости 350-400 км/ч, РЖД не сможет на этом маршруте составить полноценную конкуренцию авиаперевозчикам между двумя столицами. Вторая задача, срок решения которой тоже определен 2014-м годом, – максимально быстрая и комфортная доставка участников и гостей зимней Олимпиады в Сочи. Здесь не идет речь о строительстве высокоскоростной магистрали, но РЖД придется вложить немалые деньги, чтоб на существующих путях увеличить скорость движения поездов из Москвы на юг.

Кроме того, ряд экспертов скептически оценивают экономику проекта ВСМ между Москвой и Екатеринбургом. «Нужно учитывать, что магистраль составляет конкуренцию именно авиаперевозкам, соответственно, время в пути не должно превышать трех с половиной, максимум – четырех часов. Иначе пассажиру поездка становится невыгодна, так как по стоимости она будет соизмеримой с полетом на самолете (а может, и более дорогой). Это доказано опытом Франции и Японии, где ВСМ развиваются уже давно. В этом случае высокоскоростные магистрали будут неспособны конкурировать с авиаперевозчиками. В силу этого для направления Москва–Екатеринбург наибольший интерес представляет развитие скоростного, а не высокоскоростного движения», – отмечал, например, заместитель генерального директора НИИАС Владимир Воронин. С другой стороны, по мнению эксперта, ВСМ будет пользоваться безусловным спросом на более коротких, региональных маршрутах между, например, Нижним Новгородом и Екатеринбургом или Екатеринбургом и Казанью.

Тем не менее усилия Александра Мишарина, Рустама Минниханова и других идейных вдохновителей этого проекта даром не пропадут. Правда, осуществлен он будет чуть попозже – к 2018 году, когда Россия будет принимать чемпионат мира по футболу. Москва, Нижний Новгород, Казань и Екатеринбург вошли в число 13 российских городов, которые в этот год будут принимать гостей и участников мундиаля (см. «Кавказ без мундиаля» от 18.03.2011). И премьер Владимир Путин уже (см. «С ветерком на футбол» от 13.12.2010) дал указание РЖД пересмотреть свою среднесрочную инвестпрограмму и обеспечить доставку участников ЧМ и болельщиков скоростными поездами к местам проведения соревнований. Столица Урала – это как раз самый восточный город России, где пройдут футбольные матчи. Не факт, конечно, что к этому времени будут достроены все участки ВСМ, но уж до Казани-то поезда явно будут ходить в три-четыре раза быстрее.

Новости партнеров




Масло выведут «под арбитраж»

Пока власти определяются со сроками введения нового норматива для растительных масел, крупные масложировые холдинги в срочном порядке изыскивают средства на модернизацию. Путь, который ЕС проходил в течении 14 лет, российский бизнес должен пройти максимум за пять лет

«Эксперт Северо-Запад» начал прием заявок на премию «Эксперт года-2020» 18+

Станьте экспертом года в одной из 20 отраслевых номинаций. Подайте заявку на бизнес-проект, общественную или культурную инициативу — и получите признание делового сообщества. Совет премии по доброй традиции возглавил Михаил Пиотровский

РСХБ удвоил поддержку птицеводов-экспортеров

В прошлом году Россельхозбанк выдал экспортерам мяса птицы около 56 млрд рублей, это более чем вдвое превышает показатели 2018 года

«В гонке онлайн-банков мы догнали лидеров»

Председатель совета директоров СКБ-банка Александр Пумпянский — об оптимальной доле онлайн-операций, затратах на онлайн-банкинг и будущем цифрового банкинга
Новости партнеров

Tоп

  1. Вирус бедности: что предстоит лечить правительству
    Нынешний кризис от предыдущих отличается тем, что источники шоков — не экономические. Ключевую роль в нынешней ситуации, в отличие от того, что происходило в 2008 или 2014 году, играет социальная составляющая
  2. У меня уже был коронавирус? Как узнать и что делать?
    Симптомы Covid-19 разнообразны, и медленный подсчет зараженных во многих странах невольно наталкивает на мысль, что многие, возможно, уже переболели коронавирусом, даже не зная об этом
  3. Чудеса устойчивости
    Ситуация на финансовых рынках мира постепенно стабилизировалась. Мировые индексы оттолкнулись от дна и начали восстанавливаться, хотя волатильность остается высокой, и рост сменяется падением. Тем не менее, никаких признаков паники уже нет, и особенно на этом фоне относительной стабильностью выделяется российский рынок
Реклама