Избавление от «бомбил»

Антон Меснянко
21 марта 2011, 16:34

Чтобы избавить Москву от пробок, столичный градоначальник Сергей Собянин объявил войну нелегальным таксистам. В феврале на семи железнодорожных вокзалах Москвы открылись стоянки только для легальных такси, в скором времени должен быть сформирован реестр официальных перевозчиков, предлагается ввести и аттестацию водителей. Сейчас в борьбу с нелегалами включились и сами «белые» перевозчики. Они предлагают столичным властям ряд мер для искоренения «бомбил».

Фото: Даниил Примак
С появлением на привокзальных площадях стоянок для легальных такси ничего принципиально не поменялось

Победить нелегалов можно только одним способом – создать для них невыносимые условия труда, при которых их деятельность окажется на грани рентабельности. Об этом на пресс-конференции, состоявшейся в середине прошлой недели, заявил исполнительный директор Московского транспортного союза Юрий Свешников. Организация, которую он представляет, объединяет крупные таксомоторные компании, которые занимают более 65% легального рынка перевозок в Москве.

По данным Свешникова, сегодня в столице действуют около 40 тыс. таксистов-нелегалов. За год они зарабатывают около миллиарда долларов. При этом в федеральном и местном законодательстве нет инструментов для борьбы с ними. «К ним можно применить только статью „нелегальное предпринимательство”, но за 15 лет на моей памяти этого не было», – сказал Свешников. Условия оказания услуг извоза вообще регламентируются в нормативной базе крайне слабо. О таксомоторных перевозках упоминается только в двух законах.

Недавно в Госдуму от Москвы был передан большой пакет поправок в федеральное законодательство, которые направлены на наведение порядка в таксомоторных перевозках. Изменения должны коснуться законов «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ», «О безопасности дорожного движения», Градостроительного кодекса и других документов. В поправках, в частности, содержится предложение наделить субъекты федерации полномочиями по установлению требований к организации таксомоторных перевозок.

Еще одной действенной мерой должно стать увеличение штрафа за нелегальный извоз. Сегодня, согласно Кодексу об административных правонарушениях, оштрафовать человека больше чем на 5 тыс. рублей невозможно. По словам Свешникова, этого явно недостаточно: столько «бомбила» зарабатывает за день. Представитель Московского транспортного союза ставит в пример Белоруссию, где штраф за незаконный извоз составляет 30 тыс. рублей, а у повторно попавшихся на этом правонарушении конфискуют автомобиль.

Чтобы урегулировать сферу таксомоторных перевозок, Свешников предлагает создать новую контролирующую структуру. Ее сотрудники должны проводить рейды по улицам города – подсаживаться в машину к «бомбиле» и, когда дело дойдет до оплаты проезда, предъявлять удостоверение и составлять протокол.

Эта же структура должна будет контролировать и парковочное пространство. Еще семь лет назад институт Генплана разработал адресную программу размещения стоянок такси в Москве, речь шла примерно о 600 парковках. Однако тогда этот проект так и не был реализован. Сейчас, по поручению Сергея Собянина, он будет актуализироваться при содействии Москомархитектуры. Пробным камнем стало открытие стоянок для легальных такси у вокзалов. Эти стоянки снабжены шлагбаумами и диспетчерскими службами. Проехать на них можно только по специальным пропускам.

Ранее официальные компании были вытеснены с вокзалов. Они были вынуждены пользоваться услугами call-центров, из-за чего тарифы у них оказывались завышенными, а кроме того, спрос на них был ниже, чем на машины, которые можно поймать у тротуара. После того как с вокзалов стали вытеснять нелегалов, цены на перевозки в официальных компаниях сразу же снизились, сказал Юрий Свешников. Он пояснил, что за каждым вокзалом была закреплена крупная компания. «Одним из критериев была возможность обеспечить такое количество машин, чтобы стоянка была занята, даже когда на вокзал не приходят поезда. Тогда эти места не смогут занять „бомбилы”», – рассказал представитель перевозчиков.

Создание преференций для официальных перевозчиков, а также административное давление на нелегалов сделают нелегальный бизнес непривлекательным. Со временем, убежден директор Московского транспортного союза, часть нелегалов выйдет из тени, легализуется и примкнет к аккредитованным перевозчикам. «Если раньше они (нелегальные перевозчики) людям, крышующим этот бизнес, платили, по нашей экспертной оценке, от 40 до 60% своего заработка, то сейчас у них будет право безвозмездно пользоваться парковками, которые будут организовываться. Нелегал постоит там пару дней, выложит за это определенную сумму и сразу поймет, что это убыточно, так как никакие пассажиры не смогут возместить ему стоимость парковки», – заявил Свешников. По его данным, для 8–10 тыс. нелегалов извоз – это основной источник существования. Это люди, которые, как правило, работают на хороших машинах, хорошо знают Москву и имеют своих постоянных клиентов. У них есть все шансы «перейти в белый сектор экономики».

Перебежчики из стана нелегалов плюс действующие сегодня в рамках закона 9 тыс. таксистов (имеющих статус индивидуальных предпринимателей или работающих в штате легальных компаний) составят ту 25-тысячную квоту на таксомоторном рынке, о которой ранее говорил Сергей Собянин. Чтобы попасть в реестр разрешенных перевозчиков, необходимо будет соблюдать определенную планку требований – по экологическому стандарту автомобилей, качеству подготовки водителей. Водителям, не прошедшим по конкурсу или не желающим легализоваться, придется найти себе другое занятие.

Впрочем, нелегалы не собираются уходить с таксомоторного рынка, даже если Госдума примет все предложенные московскими властями поправки, ужесточающие контроль над пассажирскими перевозками. По мнению участников рынка, введение штрафов только создаст дополнительное поле для коррупции. «Водители будут работать в надежде, что их не поймают. Тем более что российские законы не запрещают разукрашивать машины в характерные для такси цвета. И „шашки” на машине не повод для проверки соответствующих документов», – отметили в одной из региональных таксомоторных компаний. «Для таксомоторных компаний это хороший способ уйти от налогов. Часто в компаниях регистрируют небольшое количество машин, а на самом деле их парк вдвое превышает официальные данные. Зарегистрирован работник или нет, на качество обслуживания это абсолютно не влияет. За всеми водителями ведется одинаковый контроль. Однако вычислить нелегальных участников очень сложно, для этого нужно проверять всех поголовно, поэтому предложение ужесточить борьбу с нелегалами звучит смехотворно», – цитирует агентство «Дейта.ру» представителя владивостокской службы такси.

Кроме того, по наблюдениям столичных журналистов, с появлением на привокзальных площадях стоянок для легальных такси ничего принципиально не поменялось. На каждом вокзале действует одна-две компании. Теперь уже официальные таксисты заламывают немыслимые цены за проезд, пользуясь тем, что у пассажиров нет особого выбора. К тому же нелегалы никуда не исчезли. Теперь они оставляют свои машины на гостевых парковках, загораживая людям путь на стоянку официальных таксомоторов и не давая припарковаться частным автомобилям.