Новое лицо власти

Екатерина Шохина
24 марта 2011, 09:38

За два года сфера госуслуг претерпела значительные положительные изменения. Введение административных штрафов ускорит процесс преобразований, считают в Белом доме.

Иллюстрация: picvario.com/Russian Look

Сегодня в Белом доме глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина отчитается о результатах работы по совершенствованию госуправления в стране за прошедшие два года. Накануне промежуточные итоги работы и планы на будущее «Эксперту Online» раскрыл источник в аппарате правительства.

Качество и доступность госуслуг с каждым месяцем повышается, считают в Белом доме. Административная реформа перешагнула границы Садового кольца и пошла в регионы. Легче стало и бизнесу, и населению.

Так, например, существенно сокращен перечень видов деятельности для лицензирования, происходит переход на бессрочные лицензии в ряде сфер деятельности (например, в образовании), прояснены и упорядочены критерии государственно-контрольной деятельности. «Количество проверок в целом по бизнесу снизилось на 25%», – поясняет чиновник. Вводится уведомительный порядок начала осуществления предпринимательской деятельности. «На 1 марта более 70 000 предпринимателей открыли свое предприятие по уведомлению», – поясняют в правительстве.

Для граждан существенным облегчением жизни стало создание многофункциональных центров (МФЦ), в которых можно получить справки от нескольких учреждений, и перевод услуг в электронный вид. Количество МФЦ растет день ото дня. К настоящему времени их уже более 170 (рост за год более чем в два раза). «В прошлом году они обслужили около 3,5 млн человек, причем качеством остались удовлетворены более 90% посетителей, – отмечают в Белом доме. – С появлением МФЦ стало меняться лицо власти – вместо хмурого дядьки предпенсионного возраста улыбчивая девушка тридцати лет, готовая в любой момент прийти на помощь». Правда, по подсчетам чиновников, пока количества МФЦ катастрофически не хватает – для того чтобы охватить всю территорию страны, нужно около 3 тыс. таких учреждений.

«С другой стороны, мы сейчас уже в той ситуации, когда внедрение электронного правительства – это необратимый процесс. Он может идти где-то медленнее, где-то быстрее, но он идет. И это главное. Самый наглядный пример – портал gosuslugi.ru. Там сформировано уже свыше 700 тыс. электронных запросов на предоставление госуслуг. Самые востребованные из них – это проверка наличия выписанных штрафов от ГИБДД (более 240 тыс. обращений), получение загранпаспорта (более 106 тыс. обращений), обычное и расширенное извещение о состоянии индивидуального лицевого счета в Пенсионном фонде (более 182 тыс. обращений). Причем качество предоставления услуг через сайт растет», – говорит правительственный чиновник. Кроме того, на федеральном уровне принято уже 60% всех техрегламентов, которые четко описывают время, стоимость и условия предоставления тех или иных услуг.

В то же время, когда речь идет об обращениях непосредственно в органы власти, ситуация выглядит не столь оптимистично. Реальные расходы бизнеса на получение той или иной госуслуги в два и более раз превышают установленные тарифы, временные затраты также превышают регламент в два раза, не соответствует норме и количество документов, которые чиновники и их посредники требуют для рассмотрения запросов и выдачи разрешений. «Представителю бизнеса, чтобы решить тот или иной вопрос, нужно обратиться в орган власти семь раз», – подсчитал источник в аппарате правительства.

В денежном эквиваленте расходы бизнеса от стояния в очередях и чиновничьих поборов составляют сотни миллиардов рублей.

С населением ситуация аналогичная. «Оказалось, – говорит чиновник, – что только по пяти наиболее массовым госуслугам и только в очередях население теряет около 1925 млн рублей ежегодно, а потери ВВП составляют свыше 2620 млн рублей».

Но уже в следующем году ситуация должна измениться. Минэкономразвития разработало законопроект, который предусматривает ответственность госслужащих за низкое качество оказания госуслуг. Документ внесен в правительство.

Нарушивший хоть один регламент чиновник будет оштрафован в размере 3-5 тыс. рублей. «Если гражданин оказался недоволен качеством обслуживания, он сможет обратиться к руководителю обслуживающего его ведомства. В течение 15 дней он получит ответ – была ли допущена ошибка или нет. Если была – чиновника накажут, если нет, гражданин имеет право обратиться в суд. Положительное судебное решение увеличит размер штрафа до 15 тыс. рублей», – объясняют в Белом доме.

Чиновники признают – самой проблемной на сегодняшний день сферой экономики является строительство. Исключительно в силу специфики данного вида деятельности. Требуется большое количество согласований и прочей разрешительной документации для начала строительных работ и сдачи завершенных объектов строительства.

Окончательно завершить оптимизацию предоставления госуслуг в МЭРе собираются к 2014 году. Через три года среднее время ожидания в очередях в госучреждениях сократится с 55 до 15 минут. Чтобы получить справку, гражданину достаточно будет прийти в госорган один раз (сейчас, по данным Минэкономразвития, дважды), для получения услуги, связанной с предпринимательской деятельностью, – дважды (вместо восьми раз).

Через три года информацию обо всех 1100 государственных и муниципальных услугах опубликуют в интернете, обещают в МЭРе, в каждом городе появится многофункциональный центр. Все это приведет к сокращению числа госслужащих на 20%.

Замминистра экономического развития Олег Фомичев считает, что тормозят реформу госуслуг регионы. «21 февраля 2011 года мы направили в субъекты запрос о ходе внедрения межведомственного электронного взаимодействия, – рассказал он на днях. – Сейчас всего десять субъектов представили такую информацию. Часто вместо ответов мы получаем лишь сообщения с перечислением проблем либо письма с планами, сроки реализации которых выходят за 1 июля 2011 года».

По официальным данным, в конце 2010 года в 18 российских регионах вообще не было порталов госуслуг. По 43% региональных услуг не была доступна даже информационная справка, а по 41% исследованных услуг не предоставлялись бланки заявлений.