19.III — 25.III

Максим Соколов
25 марта 2011, 18:16

«Разжалование Хай Жуя». — Саркози и Петр Пустынник. — Доспех на раменах. — «Quousque tandem abutere, civis potens, patientia nostra?». — Джихадеры и крузадеры. — «Служил Никита бесогоном». — Искусство в крапиву ...

В странах с большой культурной традицией часто актуальные политические коллизии обсуждаются на старинном материале. См. критику Линь Бяо и Конфуция, а равно и относящееся к тому же периоду обсуждение исторической драмы «Разжалование Хай Жуя». Хотя русская культура несколько менее древняя, чем китайская, без Хай Жуя не обошлось и у нас.

Могущественный гражданин В. В. Путин, вспомнив рыцарские времена, когда мчались в битву паладины, именуя громко дам, отметил, что резолюция СБ ООН №1973 напоминает ему «средневековый призыв к крестовому походу, когда кто-то призывал кого-то идти в определенное место и чего-то освобождать». Сравнение Николая Саркози с Петром Пустынником чрезвычайно не понравилось президенту РФ Д. А. Медведеву, который строго указал гражданину, «ни в коем случае недопустимо использовать выражения, которые, по сути, ведут к столкновению цивилизаций. Типа «крестовых походов» и так далее. Это неприемлемо». Желая подчеркнуть серьезность момента, Д. А. Медведев произносил историческую речь, будучи облаченным в специальный доспех, представляющий кожаную летную куртку с меховым воротником, украшенную на левой груди двуглавым орлом и златотканой надписью «Верховный Главнокомандующий».

Случай, когда для произнесения речей оратор избирает специальное облачение — «сломай свой циркуль инноватора, надень доспех на рамена», описан еще Плутархом. Консул М. Т. Цицерон, узнав, что могущественный гражданин Л. С. Катилина при помощи гражданина В. Г. Якеменко во множестве создал молодежные организации и «развратил немалую часть молодежи, постоянно доставляя юношам всевозможные удовольствия, устраивая попойки, сводя их с женщинами и щедро снабжая деньгами на расходы» (Cic.,10) и при этом произносит всяческие намеки на сенат и народ, сильно испугался  и явился на форум, «надевши панцирь, в окружении всех влиятельных граждан и целой толпы молодых людей, которые сопровождали его от самого дома. Умышленно спустивши с плеч тунику, он выставлял свой панцирь напоказ, чтобы всех оповестить об опасности, которая ему угрожает» (Cic.,14)..При виде такого сигнала проницательные политологи поняли, что речь про  столкновение цивилизаций переводится на народный язык как «Quousque tandem abutere, civis potens, patientia nostra?», а глава ФЭП Г. О. Павловский присовокупил, что своими неосторожными речами могущественный гражданин производит возбуждение среди «антимедведевской черни».

В ходе живой полемики все как-то забыли, что понятие крестовых походов весьма разнообразно и столкновение цивилизаций далеко не сводится к тому, что полковнику Каддафи нынешний крестовый поход франков весьма не нравится, тогда как глава МВД Франции К. Геан горячо похвалял державного вождя франков Н. Саркози за устроенный им крестовый поход в защиту свободы. Лишь после того, как в манере Д. А. Медведева министру полиции было указано, что его речи неосторожны — «Понимаешь сам, какую оценку Аль-Дждазира даст подобному факту», — министр поправился из кулька в рогожку, сообщив, что он имел в виду духовный крестовый поход.

Выдающаяся увертливость министра полиции, должно быть, связана с тем, что по роду службы он много имеет дело с магометанами, которые богато наделены тем же качеством. В своем кругу они употребляют слово «джихад» в одном значении, а при беседе с франками и прочими неверными несколько в другом, объясняя, что джихад есть всего лишь путь духовного самосовершенствования. Неверному Ю. М. Лужкову это учение так понравилось, что в прошлом году он сам провозгласил джихад, имея  в виду именно духовное толкование. Хотя духовный джихад кончился для него тем, что он лично возглавил бригаду мучеников Тверской, 13, но ведь никто и не обещал, что джихад — это сплошной пятизвездочный комфорт.

Тем более что, по крайней мере, Е. Н. Батурина не сломлена трудностями и продолжает джихад, завещанный ее супругом. Совет по развитию гражданского общества и правам человека при президенте РФ Д. А. Медведеве сообщает, что в адрес членов совета поступают запросы от международных общественных организаций о том, принимает ли Е. Н. Батурина участие в правозащитной деятельности. Члены утверждают, что не принимает, но это, возможно, от некомпетентности.

Дыма без огня не бывает, и если запросы поступают, то, наверное, фирма «Интеко» в самом деле перепрофилировалось в некоммерческую правозащитную организацию.

В любом случае, что у джихада, что у крузада есть одна общая черта. Налицо существенная разница между тем, как воспринимают это явление сами крузадирующие и джихадирующие, с одной стороны, и крузадируемые и джихадируемые — с другой. Магометане, у которых остались самые неприятные воспоминания о I крестовом походе, когда в 1099 году крестоносцы, взяв Иерусалим, устроили массовую резню правоверных, тут не совсем одиноки. Православные, будучи чуждыми учению Магомета, также сохранили память о IV крестовом походе, когда в 1204 году крестоносцы сходным образом отличились в Константинополе. Картина того, как по браде Ибрагим/Авраам, а по делам хам, оставила, несмотря на разницу вер, сходное послевкусие.

Более того, несмотря на искреннюю приверженность поляков западным ценностям и католической вере, слово «krzyżacy» является ругательным и у них, и А. С. Пушкин нимало не фантазировал, употребляя выражение «от прусаков, от проклятых крыжаков». Просто и поляков-католиков, и литовцев-язычников тоже крузадировали по полной программе. С надлежащими цивилизационными последствиями. Остается только поинтересоваться, каков был бы эффект, если бы В. В. Путин назвал упромысливание Ливии не крестовым походом, а демократическим джихадом и что бы возразил на то Д. А. Медведев.

Неясно также, как называть нынешний духовный подвиг артиста Н. С. Михалкова, который на склоне лет решил приобщиться к электрическому интернету, размещая там короткометражки студии «Бесогон-ТВ». Сама по себе переквалификация в экзорцисты — «Служил Никита бесогоном, // Никита бесов изгонял» — весьма похвальна, но бес отличается немалым могуществом, и человек, недостаточно опытный в духовной брани и вместе с тем сильно самонадеянный, рискует попасть в положение, когда «Цезарь галлов покоряет, // Никомед же Цезаря». Во-первых, душа артиста крайне чувствительна, а нравы интернета крайне грубы. В кабак не ходи, и там такой срамоты среди пьяных не услышишь. Неосмотрительное желание отправиться в сферы, где творится такое, может быть даже интерпретировано таким образом, что «Эх, и черт тебя понес, не подмазавши колес».

Во-вторых, бес не имеет ничего против того, чтобы, поборая один грех, бесогон, зато сугубо коснел бы в другом, а больших успехов в поборании греха алчности и греха гордыни артист пока что не явил. Во всяком случае, sein Kampf за мигалку, выданную военным министерством, показывает немалую силу, и даже изощренность беса. Отстаивая свое священное право «Раздайся, народ, бесогон се грядет», Н. С. Михалков, явно подстрекаемый бесом, изобретает все новые и новые варианты того, кому досталась бы драгоценная мигалка, буде ее отнимут у артиста. Среди альтернативных мигалкообладателей им были названы: а) Ебардей Гордеич Кунтупаев; б) Кандыбай Курганович Мусрепов; и) директор школы слепоглухонемых в г. Калязине. Не хватает лишь одноногой чернокожей лесбиянки, которой также могла бы достаться мигалка, изъятая у Н. С. Михалкова.

В ходе составления списка претендентов бес искусно обвел бесогона вокруг пальца, не дав ему задуматься над тем не слишком уж сложным соображением, что ни Ебардей Гордеич, ни Кандыбай Курганович вроде бы не претендуют на роль божественного старца и учителя праведности, тогда как Никита Сергеич претендует — и весьма напористо. Отчего и спецсигнал на экипаже Ебардея Гордеича будет производить меньший соблазн в православном народе, а самое главное, что через Никиту Сергеича в мир придет одним соблазном меньше — und das ist auch gut so.

Тем временем, как уверяют нас в газетах, в высших сферах принято решение per la patria, per la liberta подвергнуть тяжким испытаниям и соблазнам вице-премьера И. И. Шувалова, бросив его на партию «Правое дело» в качестве возглавителя. Вероятно, решение направить на трудный и опасный участок работы именно И. И. Шувалова (ведь рассматривались также кандидатуры А. В. Дворковича и А. Л. Кудрина) объясняется желанием начальства поддержать родовую славу громкого имени. Уже был один И. И. Шувалов, который в царствование кроткия Елисавет занимался трудами по разруливанию свар между тогдашними инноваторами и модернизаторами. Свидетельство чему письмо инноватора М. В. Ломоносова гр. И. И. Шувалову от 19 генваря 1761 года — «Никто в жизни меня больше не изобидил, как Ваше  Высокопревосходительство. Призвали вы меня сего дня к себе. Я думал, может быть какое-нибудь обрадование будет по моим справедливым прошениям. Вдруг слышу: помирись с Сумароковым! то есть сделай смех и позор. Свяжись с таким человеком, от коего все бегают, и вы сами не ради. Дружиться и обходиться с ним ни коим образом не могу, испытав чрез многие случаи, а зная, каково в крапиву ...».

Всякий занимавшийся объединением демократических сил знает, каково в крапиву ..., а теперь и вице-премьеру придется осваивать это опасное искусство.