На пороге дефицита

Москва, 29.03.2011
Уже весной мировой рынок может ощутить значительный дефицит автомобилей, причем не только японских. Последствия этого могут быть весьма неприятны: рост цен на автомобили, их обслуживание, страхование и снижение темпов роста промпроизводства во всем мире.

Фото: РИА Новости

Трагедия в Японии может привести не только к дефициту японских автомобилей, но и к сокращению производства автомобилей во всем мире. С таким пессимистичным прогнозом выступила консалтинговая фирма IHS Automotive. Согласно расчетам ее экспертов, из-за нехватки компонентов объем производства автомобилей в мире может сократиться на 30% уже к середине апреля.

Это, в свою очередь, во-первых, приведет к росту цен, а во-вторых, ударит по динамике промышленного производства во всем мире.

По прогнозам экспертов IHS Automotive, выпуск автомобилей в мире может сократиться с 280-300 тыс. штук в день до 100 тыс. Все это аукнется проблемами для глобальной экономики – автопром обеспечивает 10% мирового ВВП и примерно столько же рабочих мест в развитых странах.

Выводы IHS Automotive небезосновательны. На сегодняшний день по-прежнему полностью или частично приостановлена работа крупнейших японских автоконцернов, таких как Toyota, Honda, Suzuki. В российском представительстве компании Suzuki «Эксперту Online» заявили, что «за исключением частично функционирующего завода в Ивате, в связи с нестабильностью поставок запчастей с предприятий, расположенных в зоне бедствия, деятельность японских заводов Suzuki по сборке автомобилей по-прежнему приостановлена… Решение о возобновлении деятельности предприятий после 30 марта будет принято после оценки ситуации».

Американский автогигант General Motors объявил о приостановке выпуска автомобилей Opel Corsa и Opel Meriva на своих предприятиях в Испании. Французский альянс Peugeot-Citroen сообщил, что в два раза сокращает объемы производства на заводах в Испании и Словакии (там выпускается, в частности, седан Peugeot 408). На серьезные перебои с поставками компонентов жалуется также немецкий концерн Volkswagen.

«Во всем мировом автопроме действительно высокая доля японских комплектующих. Например, 60% всех воздушных датчиков производятся японцами. Pegeout 4007 изготавливается совместно с Mitsubishi, а Pegeout 107 вместе с Toyota, поэтому данные модели, возможно, будут в дефиците», – рассказал «Эксперту Online» генеральный директор дилера Peugeot «Арманд» Аркадий Бирюков.

«Оценить последствия японского землетрясения для мирового автопрома пока трудно, – говорит руководитель проекта Auto-dealer.ru Олег Дацкив. – Сами производители еще не понимают, что происходит, и не могут давать точных прогнозов». Пострадать может даже российский АвтоВАЗ, который находится в кооперации с международным альянсом. «Речь идет, конечно, не о том, что в „жигулях” есть японские комплектующие. А о том, что готовится выпуск новых автомобилей на платформах Renault и Nissan. Здесь могут возникнуть сложности. К тому же надо понимать, что новые проекты в России для западных автоконцернов не являются первоочередными. Ими занимаются, когда с основными производствами все идет по плану. Сейчас им может быть не до России и не до АвтоВАЗа», – рассуждает Дацкив.

По его словам, у российских дилеров пока дефицита автомобилей не наблюдается. Даже среди японских марок. «Есть еще и нераспроданные остатки 2010 года. По нашим расчетам, только в середине мая в мире должны будут начать продаваться автомобили, выпущенные после землетрясения в Японии», – говорит Дацкив. Тогда и можно будет говорить о каких-то изменениях на рынке.

Пока что, отмечают эксперты, цены на автомобили начали поднимать только японские производители, но и они руководствуются скорее не реальной ситуацией, а паникой и тревожными прогнозами. «Пока конкретных планов относительно роста цен у производителей нет, но в будущем последствием сокращения производства может стать удорожание продукции», – говорит Бирюков.

Дороже может стать не только автомобиль, но и страховка к нему. Автокомпоненты подорожают и, как следствие, их ремонт и замена тоже, к тому же дефицит на рынке может увеличить число угонов и без того популярных у воров японских авто.

«Сегодня никаких проблем с поставкой запчастей мы не видим, и это в принципе маловероятно. Также и в поставках новых автомобилей мы не ожидаем существенного провала. Тем не менее все страховые компании, естественно, постоянно мониторят ситуацию и по угонам, и по стоимости запчастей. И если возникнут какие-то проблемы в этой сфере, теоретически это может привести к колебаниям в тарифах», – сообщил «Эксперту Online» вице-президент группы «Ренессанс страхование» Федор Воронин.

Эксперты советуют автомобилистам сделать свой выбор нового авто в ближайшее время, если они уже приняли решение о покупке.

По наблюдениям Дацкива, в автосалонах люди ведут себя по-разному. Где-то спрос на «японцев» больше из-за ожидаемого дефицита, а где-то, наоборот, люди боятся покупать автомобили из-за возможного попадания в них радиации. «Автодилеры уже стали покупать дозиметры, чтобы успокаивать своих покупателей», – отмечает эксперт.

По мнению Дацкива, единственные, кого не коснутся последствия японской трагедии, это китайцы. Китайский автопром самодостаточен и способен выжить практически «в одиночку». Однако выгоды им от этого будет немного. На Западе автомобили из Поднебесной считаются небезопасными, и вход на рынок для них закрыт. В России китайские автомобили тоже не в почете. «Их продается порядка 10 тыс. в год, что капля в море по сравнению с общим производством 12-13 млн в год», – говорит Дацкив. Даже если наступит временный дефицит каких-либо моделей, китайцам рынки других стран не откроют. Иначе избавиться от них потом будет очень непросто.

У партнеров




    РСХБ удвоил поддержку птицеводов-экспортеров

    В прошлом году Россельхозбанк выдал экспортерам мяса птицы около 56 млрд рублей, это более чем вдвое превышает показатели 2018 года

    Люкс для регионов

    Международная гостиничная сеть Radisson Hotel Group считает Россию одним из приоритетных направлений для развития бизнеса. Компания планирует открывать новые отели, в первую очередь в регионах

    «В гонке онлайн-банков мы догнали лидеров»

    Председатель совета директоров СКБ-банка Александр Пумпянский — об оптимальной доле онлайн-операций, затратах на онлайн-банкинг и будущем цифрового банкинга

    Умная квартира для умного города

    Умные технологии стремительно входят в жизнь. Сегодня искусственный интеллект может управлять не только домом и квартирой, но и целыми городами повышенной комфортности с комплексом инновационных инженерных решений

    Акции ММК сохраняют потенциал роста

    По мнению аналитиков, акции Магнитогорского металлургического комбината остаются недооцененными относительно конкурентов
    Новости партнеров

    Tоп

    1. Идентификация «Сети»
      Террористы или невинные жертвы системы? За что семь молодых мужчин получили 86 лет тюрьмы
    2. Сбить корону с вируса
      Нынешняя эпидемия коронавируса не первая и вряд ли последняя. Нам не удастся ее избежать, но уменьшить масштаб вполне по силам. Одно из решений — массовая установка систем воздухоочистки
    3. Проблема Сбербанка решена
    Реклама