Парк для инвесторов

Москва, 31.03.2011
Через два года Россию ждет инвестиционный бум. Самый эффективный способ привлечения иностранных инвесторов уже сегодня – создание индустриальных парков, имеющих детальное описание специфики и технических характеристик, считают экономисты Ernst & Young.

Иллюстрация: picvario.com/Russian Look

Иностранных инвесторов в Россию привлекут индустриальные парки, считают экономисты консалтинговой компании Ernst & Young. Согласно их исследованию, за год количество индустриальных парков России, имеющих разную степень готовности, увеличилось примерно на 15% и составило чуть более 200.

По мнению гендиректора Ассоциации индустриальных парков Максима Иванова, проблема с привлечением прямых иностранных инвестиций во много связана с отсутствием готовых к строительству промышленных площадок с инфраструктурой, а также информации о них. «Даже при всем желании начать работать в России инвестору сложно быстро сориентироваться, где именно открыть новое производство. Поиск правильной площадки для инвесторов занимает очень много времени», – объясняет Иванов. Он приводит пример: поиск площадки для строительства завода у одной японской компании занял полтора года. Инвесторам пришлось объехать 14 регионов. «Представьте, какое количество инвесторов не дошли до своей цели?» – спрашивает он.

«Западным инвесторам пока еще непонятна Россия, а индустриальные парки – это более понятный продукт, который существует и в других странах», – объясняет партнер Ernst & Young Ольга Архангельская.

Ernst & Young совместно с Ассоциацией индустриальных парков (объединяет управляющие компании индустриальных парков, институты развития и консультантов в области индустриальной недвижимости) решили помочь инвесторам, а заодно и российской экономике. Теперь каждый индустриальный парк (государственный или частный) будет получать так называемые «паспорта проектов», которые будут содержать в себе 36 критериев-классификаторов. Например, размер участка (до 100 га, от 100 до 300, от 300 до 500, от 500 до 1000 и свыше 1000 га), форма собственности – государственные, частные, частно-государственные, стадия готовности, специализация (отраслевая – например, участок, подходящий для строительства фармзавода и пр), наличие инвесторов-резидентов (то есть тех, кто уже работает в данном парке, – обычно парк предполагает размещение нескольких инвесторов), элементы инфраструктуры (дороги, гостиницы, жилые дома, торговые точки и прочее), а также информация о регионе, где находится парк, и его администрации. «Благодаря такому паспорту инвестор сможет просто приехать и заключить соглашение, поскольку будет знать о парке все уже заранее», – отмечает Иванов. По его словам, «паспорта» будут доступны всем желающим, будут предоставлены в отраслевые министерства и ведомства.

По мнению Ольги Архангельской, в России есть площадки и условия для работы иностранцев, но проблема в плохом маркетинге. «Обычно администрации регионов приводят инвесторов в поле и говорят: вот большое поле, скажите, что вам надо, мы сделаем. Инвесторы это воспринимают негативно и уходят. Продавать надо не то, что есть, а то, что хотят купить. А купить хотят готовый конкурентоспособный продукт (земельный участок с оформленными границами, наличие коммуникаций, позиционирование, наличие трудовых ресурсов, логистические возможности, положительный настрой администрации)», – объясняет Архангельская.

При четкой формализованности индустриальные парки дают инвесторам различные возможности – туда может прийти якорный инвестор и создать кластер со смежными предприятиями. Так, по словам Иванова, сделал Volkswagen в Калужской области. Скоро рядом с производством самих автомобилей будут расположены и производства их комплектующих. Можно пойти по другому пути – объединиться по национальному, а не отраслевому признаку. В той же Калужской области рядом расположены производства компании Nestle и Loreal. «Часто бывает, что у резидентов одних и тех же стран требования к инфраструктуре схожи, плюс к этому они чувствуют себя более комфортно вместе со своими соотечественниками», – объясняет Архангельская.

По словам старшего менеджера практики по оказанию услуг компаниям сектора недвижимости Ernst & Young Юлии Стефанишиной, индустриальные парки выгодны России не только как способ привлечения иностранных денег, но и как возможность развивать свою промышленность (паркам требуется электроэнергия, транспорт и многое другое), а также создавать новые вакансии и на производствах, и в обслуживании парков. «Это неплохая поддержка моногородов, например», – считает эксперт.

В Ernst & Young уверены: несмотря на то что пока статистика дает довольно слабые показатели роста прямых иностранных инвестиций, инвестиционный бум уже начался. Через два-три года он будет зафиксирован и официальными статведомствами. «Мир выходит из кризиса, уже сейчас мы видим много заинтересованных в России инвесторов, пока на уровне идей и планов. Обычно требуется два-три года, чтобы инвестпроект превратился из идеи в реальность», – объясняет Архангельская.

«Через два года мы будем переживать серьезный бум в экономике», – соглашается Иванов. Одно из доказательств этому – рост числа индустриальных парков. Без надобности вкладывать немалые деньги в их создание чиновники и частные предприниматели не стали бы.

Инвестиционный потенциал индустриальных парков в России – сотни миллиардов долларов. Пример самого успешного проекта сейчас – Калужская область. Инвесторы уже инвестировали туда 3 млрд евро.

У партнеров

    Новости партнеров

    Tоп

    1. Курс доллара пробил невероятный уровень
      Курс доллара пробил невероятный уровень
    2. Зеленский впервые высказался по поводу «Северного потока-2»
      Зеленский впервые высказался по поводу «Северного потока-2»
    3. Курс доллара: рубль попал под один очень мощный фактор
      Российская валюта благодаря нефтяной поддержке и интересу инвесторов к ОФЗ растет четвертый день подряд
    Реклама