Сговорились о цене

В России начался дефицит бензина. Первой ласточкой стал Алтайский край, затем к нему присоединились Белгородская область, Красноярский край и другие регионы. В ближайшие дни топливный кризис накроет Петербург и Ленинградскую область. Нефтяники объясняют сложившуюся ситуацию ценовыми ограничениями на внутреннем рынке, власти — картельным сговором продавцов бензина.

Фото: ИТАР-ТАСС

На прошлой неделе автовладельцы Алтайского края испытали острую нехватку горючего. Крупнейшие топливные операторы региона «Роснефть» и «Газпром нефть» ограничили в связи с дефицитом продажу бензина на принадлежащих им АЗС. Горючее продавалось только корпоративным клиентам, да и то не более 20 л в одни руки (для джипов — не более 30 л). Некоторые бензоколонки вообще прекратили работать, другие воспользовались случаем и подняли цены на 2–3 рубля за литр.

Та же картина наблюдается и в Белгородской, Воронежской, Брянской и Мурманской областях. На местных АЗС нет бензина самых ходовых марок, водители едут в другие регионы, чтобы заправиться. На бензоколонках «Роснефти» горючее отпускают только по топливным картам, на заправках более мелких компаний выстраиваются огромные очереди. Дефицит в Белгородской области объяснили тем, что местный нефтеперерабатывающий завод закрылся на реконструкцию. Топливо, которое есть в хранилищах, реализуют фермерским хозяйствам в связи с началом посевной кампании.

Власти Красноярского края заявили, что повторение алтайского сценария у них невозможно, потому что в регионе действует много независимых сетей. Однако буквально тут же розничные цены на топливо на красноярских заправках поползли вверх, часть АЗС закрылась. По данным компании «Красноярскнефтепродукт», дефицит бензина уже наблюдается на оптовом рынке, а значит, через пару недель топлива не хватит и для розничной продажи. Проблемы с оптовыми поставками начались и в Петербурге. Жители Северной столицы могут испытать дефицит бензина уже в начале мая. И в Сибири, и на Северо-Западе ситуация усугубляется тем, что региональные НПЗ закрываются на плановый ремонт.

Москве топливный кризис не страшен, успокаивают горожан столичные власти. На московском НПЗ отгрузки горючего осуществляются в штатном режиме. Никаких предпосылок к возникновению дефицита и колебанию цен нет, сообщил заммэра Москвы по экономическому развитию Андрей Шаронов. В отличие от Алтая, где такие поставщики, как ТНК и «ЛУКойл», не представлены, на столичном рынке ГСМ действуют все крупные игроки.

Перебои с поставками топлива в регионы заинтересовали главу правительства Владимира Путина и Федеральную антимонопольную службу. Вчера премьер поручил всем компетентным ведомствам провести тщательный мониторинг ситуации и доложить о причинах возникшего в некоторых регионах России бензинового дефицита. Необходимо «в самые сжатые сроки сформулировать и реализовать перечень необходимых мер по нормализации ситуации на рынке топлива», передал задание главы правительства его пресс-секретарь Дмитрий Песков.

Получив указание от Путина, ФАС немедленно взялась за дело. Ее региональные отделения в 20 субъектах федерации начали проверку деятельности вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), по вине которых мог возникнуть топливный кризис. Целью проверки является выявление «фактов сговоров и злоупотреблений доминирующим положением на федеральном и региональном рынках нефтепродуктов». В сферу внимания ФАС попали «ЛУКойл», «Газпром нефть», «ТНК-ВР Холдинг», «Роснефть», «Сургутнефтегаз», «Татнефть», «НК Альянс» и «Башнефть». Антимонопольщики послали этим компаниям запрос о причинах топливного дефицита и повышения цен на ГСМ.

В случае выявления фактов нарушения антимонопольного законодательства ведомство пригрозило возбуждением уголовных дел в отношении торговцев нефтью. И свое обещание антимонопольщики выполнили. Уже вчера региональное управление ФАС по Алтайскому краю завело дело на «Роснефть» и «Газпром нефть», обвинив их в сговоре, целью которого является вытеснение с рынка более мелких конкурентов. Если их вина будет установлена, ответственным лицам грозит ответственность вплоть до уголовной. В самих компаниях при этом утверждают, что все обязательства по поставкам нефтепродуктов в регион они выполнили. В «Роснефти» дефицит бензина объясняют сокращением поставок другими компаниями и трейдерами. Представители же «Газпром нефти» отрицают возможность картельного сговора в связи с тем, что ее доля на рынке Алтайского края не превышает 18%.

Нефтяники видят причины возникшего топливного кризиса в ценовых ограничениях на внутреннем рынке, установленных самой ФАС. Чтобы получить больше прибыли, крупные компании направляют больше нефти на экспорт. Поэтому на целевые поставки регионам топлива не хватает. Кроме того, в феврале антимонопольное ведомство обязало ВИНК продавать 15% добываемой нефти на бирже. На биржах товар получает тот, кто предлагает лучшую цену, поэтому нефть опять-таки уходит за рубеж. Обвинять менеджмент компаний в этом глупо: его задача принести как можно большую прибыль. В итоге, по данным Росстата, за первый квартал этого года экспорт бензина вырос в полтора раза, тогда как его производство осталось на том же уровне. В результате на внутреннем рынке и образовался дефицит.

Чтобы перенаправить топливный поток в прежнее русло, государство могло бы позволить поднять цены на бензин на внутреннем рынке до приемлемого для нефтяников уровня. Но подорожание топлива для конечного потребителя, которое к тому же приведет к росту цен на другие товары и услуги, может иметь негативные социально-экономические последствия. На такой рискованный шаг в преддверии парламентских и президентских выборов власти не пойдут.

Новости партнеров




Масло выведут «под арбитраж»

Пока власти определяются со сроками введения нового норматива для растительных масел, крупные масложировые холдинги в срочном порядке изыскивают средства на модернизацию. Путь, который ЕС проходил в течении 14 лет, российский бизнес должен пройти максимум за пять лет

«Эксперт Северо-Запад» начал прием заявок на премию «Эксперт года-2020» 18+

Станьте экспертом года в одной из 20 отраслевых номинаций. Подайте заявку на бизнес-проект, общественную или культурную инициативу — и получите признание делового сообщества. Совет премии по доброй традиции возглавил Михаил Пиотровский

РСХБ удвоил поддержку птицеводов-экспортеров

В прошлом году Россельхозбанк выдал экспортерам мяса птицы около 56 млрд рублей, это более чем вдвое превышает показатели 2018 года

«В гонке онлайн-банков мы догнали лидеров»

Председатель совета директоров СКБ-банка Александр Пумпянский — об оптимальной доле онлайн-операций, затратах на онлайн-банкинг и будущем цифрового банкинга
Новости партнеров

Tоп

  1. Вирус бедности: что предстоит лечить правительству
    Нынешний кризис от предыдущих отличается тем, что источники шоков — не экономические. Ключевую роль в нынешней ситуации, в отличие от того, что происходило в 2008 или 2014 году, играет социальная составляющая
  2. Чудеса устойчивости
    Ситуация на финансовых рынках мира постепенно стабилизировалась. Мировые индексы оттолкнулись от дна и начали восстанавливаться, хотя волатильность остается высокой, и рост сменяется падением. Тем не менее, никаких признаков паники уже нет, и особенно на этом фоне относительной стабильностью выделяется российский рынок
  3. Мир столкнулся с дефицитом долларов
    Федеральная резервная система (ФРС) пытается предотвратить дефицит долларов в глобальной финансовой системе.
Реклама