Системный сбой

Москва, 27.04.2011
Бензиновый кризис мог стать следствием совпадения двух факторов – ливийского ценового шока на мировых рынках нефти и увеличения акцизной нагрузки на производителей ГСМ на внутреннем рынке. И хотя причин для паники нет, система ценообразования на рынке топливной розницы требует скорейшего усовершенствования.

Фото: ИТАР-ТАСС

Дефицит бензина в некоторых регионах страны связан не с налоговыми факторами, а исключительно с администрированием и регулированием, считает вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин. По его словам, сейчас «работают обычные налоговые факторы», которые не могли повлиять на ситуацию с дефицитом бензина, особенно сейчас, когда цена на нефть такая высокая и спрос на мировом рынке полностью не восстановился и даже несколько начал притормаживать именно из-за высокой цены на нефть. «Никакого дефицита из-за этого произойти не могло», – считает вице-премьер.

Он отметил, что основные факторы изменения цен на бензин подчиняются мировым тенденциям, в том числе тенденциям спроса и предложения. «Собственно, под них и должны подстраиваться производители, умело и своевременно администрируя, реагируя на спрос», – сказал он.

Иной точки зрения придерживается президент НК «ЛУКойл» Вагит Алекперов. По его словам, повышение цен на топливо связано с тем, что «совпали воедино снова резкий рост цены на сырую нефть и рост акцизной нагрузки на литр бензина, который поступает потребителям». «Мы сегодня имеем ряд сдерживающих факторов, мы ведем диалог с правительством, в том числе о мерах компенсации. Одной из мер было бы и снижение акцизов, которые ввели с 1 января, – это не дало бы возможности повышать», – сообщил он в интервью телеканалу RT. «Сегодняшняя цена на рынке РФ не отражает тех затрат, которые несут компании: на производство бензина, дизельного топлива и на доставку их потребителю. Все тарифы естественных монополий, все они сегодня индексированы, поэтому мы считаем, что цена может расти, но незначительно», – отметил глава «ЛУКойла». «Конечно, мы понимаем общество, которое вправе требовать от нас справедливой цены. Но вопрос в том, где эта справедливая цена – сегодня наше топливо почти на 30-40% продается дешевле, чем у наших соседей: даже в Белоруссии, Украине, я уже не говорю о Прибалтике», – сказал Алекперов.

Напомним, что нефтяные компании в течение последней недели повысили цены на топливо на автозаправочных станциях. К примеру, в Москве и московском регионе, согласно данным Московской топливной ассоциации, средневзвешенные цены на дизельное топливо выросли на 13 копеек за литр, на Аи-92 – на 21 копейку, Аи-95 – на 25 копеек. «ЛУКойл» еще 21 апреля увеличил цены на все топливо, реализуемое на АЗС в регионе, на 30 копеек за литр, сообщил Агентству нефтяной информации (АНИ) источник в компании. В ТНК-ВР отметили, что компания на этой неделе повысила цены на бензин в московском регионе также примерно на 30 копеек за литр, следуя общей тенденции рынка. Подросли цены на АЗС и «Роснефти». По свидетельствам автовладельцев, стоимость обычного бензина выросла на 30 копеек за литр, брендированного – на 50 копеек.

На острую ситуацию с дефицитом бензина были вынуждены откликнуться и власти. Владимир Путин 26 апреля поручил компетентным ведомствам разобраться в ситуации в кратчайшие сроки с тем, чтобы «сформулировать и реализовать перечень необходимых мер по нормализации ситуации на рынке топлива». УФАС по Алтайскому краю во вторник возбудило уголовное дело в отношении компаний «Роснефть» и «Газпром нефть», подозревая их в картельном сговоре. Не остались в стороне и силовые структуры. «Генпрокуратура поручила прокурорам субъектов федерации во взаимодействии с органами антимонопольной службы принять меры по противодействию ценовому сговору в сфере производства и торговли нефтепродуктами», – сообщила официальный представитель Генпрокуратуры Марина Гриднева.

В чем же причина перебоев с бензином в отдельных регионах страны и есть ли какие-либо экономические основания для возникновения сейчас дефицита бензина и нефтепродуктов в России? «Более определенной картина будет выглядеть после публикации данных об экспорте нефти в апреле. Но, вероятно, нефтяные компании, ориентируясь на высокие цены на нефть и искусственное сдерживание цен на бензин внутри страны, стали направлять на экспорт дополнительные объемы нефти, что и могло привести к дефициту топлива на российском рынке, – полагает директор департамента Due Diligence „2К Аудит – Деловые консультации / Morison International” Александр Шток. – Учитывая высокий уровень монополизации российского рынка в целом и регионального в частности, подобные действия нефтяников вполне могут привести к дефициту топлива на внутреннем рынке. Что, судя по всему, и случилось в Алтайском крае».

«Мы видим совокупность причин возникновения текущего „бензинового кризиса”. Основная причина – сокращение объемов предложения бензина и дизельного топлива со стороны НПЗ, причем эта проблема характерна для большинства российских регионов», – отмечает управляющий фондом «Финам нефтегаз» Роман Беседовский

По его мнению, в условиях жесткого контроля за ценообразованием на рынке топливной розницы со стороны госрегуляторов ВИНК более заинтересованы в использовании благоприятной внешней конъюнктуры на рынках нефти и нефтепродуктов, где давления на цены не оказывается. «Показательны в данной ситуации данные Росстата, согласно которым прирост объемов экспорта нефти в феврале 2011 года вырос относительно января более чем на 20%. То есть крупные нефтяные компании таким образом компенсируют выпадающую в сетевой рознице маржу, в то время как АЗС, не относящиеся к ВИНК (а именно – независимые АЗС), зачастую испытывают серьезные проблемы в сфере поставок топлива, – говорит Беседовский. – Другая проблема в том, что существенно возрос уровень спроса на топливо за счет начала посевной кампании и появления на дорогах так называемых „подснежников”. Помимо этого, в ряде регионов в настоящий момент происходит модернизация оборудования НПЗ, что оказывает давление на объемы производства нефтепродуктов в РФ и, как следствие, толкает цены вверх. Имеет влияние на цены, правда, в несколько меньшей степени, проблема биржевой торговли нефтепродуктами. Согласно схеме такой работы, направление поставок приобретенной нефти определяет покупатель, и не всегда вопрос решается в пользу розничного сегмента. Особенно учитывая объем поставок, ряд экспертов выражают сомнения в рыночном характере подобного рода сделок».

Схожей точки зрения придерживается и Григорий Бирг, аналитик «Инвесткафе». По его словам, можно предположить, что стабильно высокие цены на нефть и особенности налогового законодательства в последнее время сделали экспорт сырой нефти более выгодным, чем ее переработка с последующим экспортом или продажей на внутреннем рынке нефтепродуктов. «Также особое внимание со стороны ФАС и действия правительства по сдерживанию роста цен на нефтепродукты сделали реализацию на внутреннем рынке менее выгодной для нефтяных компаний», – отмечает аналитик.

«Основания дефицита на поверхности: во-первых, очевидный приоритет экспорта нефтепродуктов по более чем комфортным мировым ценам по сравнению с внутренним рынком, даже несмотря на повышающиеся экспортные пошлины. Во-вторых, нерыночное, а с помощью „ручного привода” регулирование цен внутри страны явно не по вкусу нефтяным корпорациям, и, в-третьих, посевная, на которую нефтяники должны в принудительном порядке отгружать с огромным дисконтом к цене нефтепродуктов осени прошлого года себе в убыток огромные объемы топлива», – говорит Андрей Корельский, управляющий партнер адвокатского бюро «Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры».

По его мнению, есть комплекс причин перебоев с бензином. «С одной стороны, мы стремимся к свободной рыночной экономике, а с другой стороны, периодически видим как „тяжелая рука” регуляторов напрямую устанавливает плановые цены на те или иные товары и услуги, и по нефтепродуктам таких примеров больше всего, – говорит Корельский. – Я думаю, и нефтяникам было бы уже проще, да и населению понятней, если бы руководство страны обозначило бы напрямую объемы и цены, по которым страна должна быть обеспечена нефтепродуктами. И мы, как нефтяная супердержава по примеру ряда стран Ближнего Востока и Южной Америки, вполне могли бы себе это позволить. А уже сверхлимиты нефтяники спокойно могли бы направлять на экспорт по мировым ценам. Но никто такую ответственность открыто в современных условиях брать на себя не будет».

Спасут ли ситуацию административные меры, вроде «ручного управления», ограничения цен в приказном порядке и угрозы возбуждения уголовных дел? «На определенное время – да, спасти могут. Власти предпримут максимум усилий (в том числе административного характера) для того, чтобы не вызывать социальную напряженность в преддверии выборов в парламент и позднее, весной 2012 года – президентских, – считает Роман Беседовский. – В такой ситуации все средства хороши. В противном случае нынешней власти будет крайне проблематично получить лояльность электората. Но есть и рыночные факторы, которые нельзя не учитывать, и рост цен, скорее всего, продолжится, однако будет носить достаточно плавный характер».

«К „ручному регулированию” рынка правительство РФ прибегает не в первый раз, очевидно, что свидетельствует о неэффективности действующей системы налогообложения и контроля за рынком, – полагает Александр Шток. – Принимая во внимание специфику российского рынка, а именно, что ключевыми поставщиками топлива являются ВИНК, правительству необходимо построить такую налоговую систему, которая будет стимулировать развитие переработки в стране. Иначе при более высокой доходности от экспорта сырой нефти по сравнению с переработкой ВИНК будут делать ставку на экспорт, что сейчас и происходит». По мнению аналитика, в сложившейся ситуации без искусственного регулирования рынка, видимо, не обойтись. «В преддверии посевного сезона ситуацию нужно стабилизировать. Сделать это необходимо в кратчайшие сроки, что невозможно без вмешательства государства. Однако в дальнейшем необходима налоговая стимуляция нефтепереработки, иначе рыночные механизмы на топливном рынке в России перестанут работать», – говорит аналитик.

«Очередная четвертая, пятая, десятая волны ФАС уже девальвировали свое значение, и нефтяные корпорации по большому счету уже не видят в них критической угрозы, – сомневается Андрей Корельский. – В конце концов если всех запугать и страшить оборотными штрафами и тюрьмой за квазикартели, то просто некому будет скоро добывать и инвестировать в развитие отрасли. Нужен конструктивный диалог и понятные правила игры для всех игроков нефтяного рынка, а не рынок постоянных исключений, двойных стандартов и преференций для отдельных особо приближенных».

При этом аналитик не исключает и конспирологической версии, что российские ВИНК, теряющие льготы и зажатые растущими налогами, могли решиться несколько «разогреть» ситуацию и прибегнуть к такого рода пиаровскому шантажу. «Если не нравится, как добываем мы, то поезжайте сами в арктическую тундру и аномально континентальную зону погодных условий Восточную Сибирь и добывайте „черное золото” страны сами – могут рассуждать российские нефтяники, – говорит Корельский. – Легко рассуждать о неправильном ценообразовании, сидя в московском кабинете, при этом не учитывая постоянно растущие тарифы естественных монополий, увеличения стоимости перевозок и транспортировки нефтепродуктов, стремительно скудеющих разведанных запасов, а также гигантской стоимости нефтедобывающего и сервисного оборудования, преимущественно иностранного производства».

Впрочем, такая «теория нефтяного заговора» маловероятна. «ВИНК прекрасно понимают, какова будет реакция государства на резкий прирост цен на топливо – очередные антимонопольные дела, директивы, попытки надавить другими способами, – говорит Роман Беседовский. – Крупные нефтяные компании в сложившейся ситуации точно не внакладе – на автозаправках спрос огромен, НПЗ загружены, внешние цены на нефть благоприятны для экспорта».

«Не думаю, что российские ВИНК ввиду особого внимания к ним ФАС рискнули бы организовать подобного рода заговор ради достижения каких то целей, – соглашается Григорий Бирг. – Ситуация на рынке бензина стабилизируется в течение месяца-двух и по необходимости с вовлечением правительства к устранению проблем. „Роснефть” уже вдвое сократила экспорт бензина с начала года. Также „Роснефть” вчера приняла решение выделить дополнительные объемы дизельного топлива и бензина Алтайскому краю и в других регионах страны. Думаю, другие компании последуют примеру, и это лишь вопрос времени».

Новости партнеров




Масло выведут «под арбитраж»

Пока власти определяются со сроками введения нового норматива для растительных масел, крупные масложировые холдинги в срочном порядке изыскивают средства на модернизацию. Путь, который ЕС проходил в течении 14 лет, российский бизнес должен пройти максимум за пять лет

«Эксперт Северо-Запад» начал прием заявок на премию «Эксперт года-2020» 18+

Станьте экспертом года в одной из 20 отраслевых номинаций. Подайте заявку на бизнес-проект, общественную или культурную инициативу — и получите признание делового сообщества. Совет премии по доброй традиции возглавил Михаил Пиотровский

РСХБ удвоил поддержку птицеводов-экспортеров

В прошлом году Россельхозбанк выдал экспортерам мяса птицы около 56 млрд рублей, это более чем вдвое превышает показатели 2018 года

«В гонке онлайн-банков мы догнали лидеров»

Председатель совета директоров СКБ-банка Александр Пумпянский — об оптимальной доле онлайн-операций, затратах на онлайн-банкинг и будущем цифрового банкинга
Новости партнеров

Tоп

  1. Вирус бедности: что предстоит лечить правительству
    Нынешний кризис от предыдущих отличается тем, что источники шоков — не экономические. Ключевую роль в нынешней ситуации, в отличие от того, что происходило в 2008 или 2014 году, играет социальная составляющая
  2. У меня уже был коронавирус? Как узнать и что делать?
    Симптомы Covid-19 разнообразны, и медленный подсчет зараженных во многих странах невольно наталкивает на мысль, что многие, возможно, уже переболели коронавирусом, даже не зная об этом
  3. Чудеса устойчивости
    Ситуация на финансовых рынках мира постепенно стабилизировалась. Мировые индексы оттолкнулись от дна и начали восстанавливаться, хотя волатильность остается высокой, и рост сменяется падением. Тем не менее, никаких признаков паники уже нет, и особенно на этом фоне относительной стабильностью выделяется российский рынок
Реклама