Пожарные меры

Москва, 28.04.2011
Владимир Путин поручил с мая повысить экспортные пошлины на нефтепродукты, снизив НДПИ или ряд акцизов. Вольно или невольно, но бензиновый кризис сыграл на руку российским нефтяным компаниям, которые пытаются добиться от правительства четких правил поведения на рынке.

Иллюстрация: Эксперт Online

Минэнерго и российские нефтяные компании договорились о прекращении экспорта бензина в мае 2011 года для обеспечения потребностей внутреннего рынка. Как заявил заместитель министра Сергей Кудряшов по итогам совещания о ситуации с нефтепродуктами в регионах РФ, компании все объемы поставят на внутренний рынок. Таким образом, по его словам, будут полностью закрыты потребности в 92-м, 95-м и 98-м бензинах. За четыре месяца нынешнего года экспорт бензина составил около 1 млн тонн.

На заседании президиума правительства Владимир Путин потребовал отчета о причинах повышения цен на топливо в некоторых регионах России. «Причина – существующая на сегодняшний день премия внутреннего рынка к экспортной альтернативе составляет минус 2-3 тыс. рублей на тонну в разных регионах. Второе – часть наших заводов в настоящее время еще не готовы полностью выполнять условия регламентов, которые вводят „Евро-3” с 1 января этого года», – доложил премьеру Сергей Кудряшов. Кроме того, по его словам, часть независимых производителей ожидают коррекции на внутреннем рынке цен в сторону повышения и в связи с этим частично придерживают нефтепродукты. По его словам, бензиновый кризис также связан с увеличением объемов экспорта нефтепродуктов на 67%.

В ответ Владимир Путин распорядился с мая этого года подготовить предложения и проектную документацию, чтобы поднять вывозные таможенные пошлины на нефтепродукты, чтобы экономика при экспорте и реализации на внутреннем рынке была соответствующей. Он также поручил Минэнерго и Минфину обратить внимание на налоговую нагрузку нефтяных компаний в связи с ростом экспортных пошлин и рассмотреть возможность «с точки зрения уменьшения НДПИ или акцизов». Глава правительства отметил, что снижение налоговой нагрузки – это движение в правильном направлении.

На совещании отметили, что Минэнерго подготовило поправки в законодательство по обязательной продаже нефтекомпаниями 15% продукции на бирже, но премьер-министр считает, что необходимо еще раз вернуться к проблеме биржевых торгов. «Нужно совершенствовать механизмы реализации товаров через биржу», – сказал он, поручив Минэнерго и ФАС подумать над этим вопросом.

Дмитрий Трофимов, руководитель департамента оценки и инвестиционного проектирования АКГ «МЭФ-Аудит», полагает, что введение заградительных пошлин на экспорт бензина – это чрезвычайная, но временная мера. «Надо стимулировать предприятия к развитию нефтепереработки, новых проектов в этом направлении катастрофически мало (пожалуй, можно вспомнить Хабаровский НПЗ и пару мелких заводов, подвергшихся модернизации, все остальное датируется в лучшем случае 80-ми годами прошлого столетия). Соответственно, налоговая политика должна мотивировать компании строить и продавать здесь», – отмечает аналитик.

С ним согласен ведущий консультант компании «Финэкспертиза» Дмитрий Ширяев, по мнению которого введение запрета либо существенного ограничения на экспорт является мерой, безусловно, чрезвычайной. «Но необходимо отметить, что подобные меры и именно на рынке ГСМ стали учащаться. В кратко- и среднесрочной перспективе проблема будет купирована, но не уверен, что причины ее возникновения будут устранены», – считает он.

«В качестве положительного результата будет получено принудительное насыщение российских АЗС топливом. Но при отсутствии законодательно установленного механизма ценообразования либо определения степени свободы на внутреннем и внешнем рынках ГСМ „топливные кризисы” будут возникать снова, – уверен аналитик. – При чрезмерном регулировании рынка нефтепродуктов ВИНК будут снижать объемы их производства и экспортировать сырую нефть, что решению топливной проблемы способствовать не будет. А ограничения для нефтяного рынка, аналогичные принимаемым по экспорту ГСМ подорвут доходную базу бюджета. Думаю, что фискальные механизмы гораздо более эффективны, чем административные. Последним легче пассивно противодействовать путем снижения объемов переработки и добычи. А обязывать производить и продавать топливо в предписанных государством объемах у нас пока не решились».

По данным аналитика ФГ БКС Андрея Полищука, Россия экспортирует около 130 млн тонн нефтепродуктов в год, при этом 85% – это дизельное топливо и мазут. Экспорт бензинов составляет около 3 млн тонн в год, что чуть более 8% от производства бензинов в РФ. «Резкое повышение экспортных пошлин, конечно, позволит стабилизировать ситуацию на внутреннем рынке, но может иметь негативные долгосрочные последствия, – говорит аналитик. – Из-за сдерживания цен на внутреннем рынке НК просто-напросто могут снизить объемы переработки и увеличить экспорт сырой нефти. Так или иначе, резкого роста цен на заправках нам не избежать. Возможно, еще месяц или два правительству удастся сдержать рост цен на заправочных станциях на уровне 2-3%, но уже к концу лета цены могут увеличиться на все 10%, литр высокооктанового бензина в среднем по РФ может подорожать до 28 рублей».

На рост цен на нефтепродукты на АЗС, конечно, влияет повышение мировых цен, привлекательность экспортной альтернативы как раз и приводит к дефициту нефтепродуктов на внутреннем рынке. «Не стоит забывать, что причины увеличения цен не только в росте стоимости сырья на мировых рынках, но и в увеличении акцизов. В 2011 году акцизы на бензин повысились в зависимости от класса топлива на 29-50%, на дизельное топливо – в 1,9-2,3 раза. До 4,5 рубля в стоимости одного литра бензина – это налоги, – напоминает Полищук. – Самый простой способ избежать дефицита на внутреннем рынке – это отпустить розничные цены, чтобы нефтяные компании были заинтересованы в повышении продаж в РФ. Но в целом, конечно, необходимы постепенные шаги по увеличению мощностей и глубины переработки нефтеперерабатывающих заводов, строительству новых НПЗ и развитию конкуренции на внутреннем рынке. Но, опять же, чтобы компании были заинтересованы в инвестициях в перерабатывающие активы, нельзя намеренно сдерживать рост цен. Это лишь приведет к падению интереса и инвестиций в перерабатывающие активы в РФ. В этом случае в будущем нам придется закупать нефтепродукты за рубежом».

«Эмбарго – экстраординарный шаг, но вряд ли можно говорить о том, что действительно эффективный в долгосрочной перспективе», – считает соруководитель аналитического отдела «Инвесткафе» Дмитрий Адамидов. По его мнению, возникший топливный дефицит – это следствие непоследовательной и несбалансированной политики государства в нефтегазовом секторе. «Главными нарушителями в Алтайском крае стали „Роснефть” и „Газпром нефть” – одна вообще государственная компания, а вторая – „дочка” „Газпрома”, тоже проводника государственной политики в нефтегазовом секторе, – напоминает аналитик. – Государство одной рукой требует от компаний снизить цены на бензин, а другой – приносить максимум дохода и заплатить много налогов в бюджет. Результат, как говорится, налицо».

«Если есть политическая установка иметь стабильные поставки топлива и предсказуемые цены – то эти процессы надо регулировать административно и не играть в видимость свободного ценообразования, – считает Адамидов. – ВИНК зависят от государства по многим вопросам: экспорта нефти через трубопроводную систему, налогообложения, получения лицензий на разработку новых месторождений, экологии. Нужно только одно – не дергать их хаотически, а собраться всем ведомствам, регулирующим ТЭК, и четко определить, как ВИНК должны работать на рынке, что им можно делать, что нельзя. И какие будут санкции за нарушения. И при этом – услышать сами нефтяные компании, чтобы решение не было односторонним».

Иными словами, говорит аналитик, государству надо начать с себя и привести в соответствие со здравым смыслом правила игры на топливном рынке – сформулировать сбалансированные и понятные правила, а потом жестко спросить с ВИНК их исполнение. «А игры в „нефтяную биржу”, „рыночное ценообразование” и прочие забавные вещи можно оставить на потом – когда все проблемы отрасли будут решены и регулирующим органам заняться будет решительно нечем», – резюмирует Адамидов.

Новости партнеров




Масло выведут «под арбитраж»

Пока власти определяются со сроками введения нового норматива для растительных масел, крупные масложировые холдинги в срочном порядке изыскивают средства на модернизацию. Путь, который ЕС проходил в течении 14 лет, российский бизнес должен пройти максимум за пять лет

«Два с половиной миллиарда бюджетных денег на катание ржавых бочек и веселых студентов»

Российский биоокеанолог, академик РАН, заместитель директора Института океанологии имени П. П. Ширшова Михаил Флинт — о том, почему арктический регион является зоной повышенного риска и требует пристального внимания российских ученых

«Эксперт Северо-Запад» начал прием заявок на премию «Эксперт года-2020» 18+

Станьте экспертом года в одной из 20 отраслевых номинаций. Подайте заявку на бизнес-проект, общественную или культурную инициативу — и получите признание делового сообщества. Совет премии по доброй традиции возглавил Михаил Пиотровский

РСХБ удвоил поддержку птицеводов-экспортеров

В прошлом году Россельхозбанк выдал экспортерам мяса птицы около 56 млрд рублей, это более чем вдвое превышает показатели 2018 года

«В гонке онлайн-банков мы догнали лидеров»

Председатель совета директоров СКБ-банка Александр Пумпянский — об оптимальной доле онлайн-операций, затратах на онлайн-банкинг и будущем цифрового банкинга
Новости партнеров

Tоп

  1. У меня уже был коронавирус? Как узнать и что делать?
    Симптомы Covid-19 разнообразны, и медленный подсчет зараженных во многих странах невольно наталкивает на мысль, что многие, возможно, уже переболели коронавирусом, даже не зная об этом
  2. Китайская экономика пошла на поправку, но по-прежнему остается в минусе
    Фабрики и заводы возвращаются к работе, однако скорость восстановления замедляют ограничительные меры Пекина, направленные на борьбу с потенциально возможной второй волной эпидемии, которая может прийти из-за границ Поднебесной
  3. Коронакризис сдувает пузыри. И накачивает новые?
    Мир столкнулся с очередным финансовым и экономическим кризисом. Коронавирус нового типа стал классическим «черным лебедем», предсказать который не мог никто. Однако было много тех, кто был уверен, что рано или поздно кризис наступит, а финансовые рынки рухнут
Реклама