Всеобщий интерес против частной ответственности

«У меня есть два предложения:
или вообще отменить техосмотр,
или сделать его беспроблемным для граждан
и, может быть, изъять это из компетенции МВД,
чтобы все это происходило в заявительном ключе»

Д.А. Медведев

Президент, в видах предвыборных, учел, что очереди на пункты технического осмотра в Москве надо с недавних пор занимать с вечера, чтобы к концу следующего дня, может быть, талон получить. Предложение отменить техосмотр — ход сильный. Способный, пожалуй, перебить всеобщее недоумение от президентского запрета минимальных доз алкоголя в крови.

Теперь уж не сообразить, намеренно подыграл президенту новый начальник ГАИ Москвы, поставив на пунктах ТО видеокамеры, или просто решил навести порядок. Так или иначе, стало возможно сопоставлять число действительно прошедших осмотр автомобилей и выданных талонов. А опасения не пройти переаттестацию принудили работать по всем правилам, уделяя полчаса времени каждому автомобилю.  Однако не странно ли: работа по правилам и без взяток немедленно привела к стремительному разрастанию очередей до непереносимых размеров?

Очевидно: до сих пор очень значительная доля граждан талоны «покупала». Также понятно: сотрудниками ГАИ (включая начальство) такое положение было целенаправленно создано и поддерживалось: пунктов ТО построили недостаточно, дополнительные строили медленнее, чем росло число автомобилей. Постоянные очереди и сбор справок побуждали людей, дорожащих временем, искать способа «решить вопрос» без мороки.

«Финам ФМ» крутит рекламу записи на техосмотр в Сети: радиогерой «все «всего» за три часа прошел» — чему по детски радуется. Рекламодатели явно не понимают, что в США, например, получение талона занимают минут десять-пятнадцать, почти в любой автомастерской, большинство из которых имеет право проведения техосмотра. Разговор о том, чтобы и у нас поручить техосмотр и выдачу талонов автомастерским и техническим центрам, идет давно. (При проведении техобслуживания, разве не проверяет мастер тормоза, стоп-сигналы и прочее?). Руководитель ГАИ Подмосковья утверждает даже, что все уже решено: с 2012 года у ГАИ эту функцию отберут. Однако, если не отменят техосмотр полностью (сам не уверен, что стоит заходить так далеко), его можно и в частном секторе устроить так, что мало не покажется. Что же действительно важно?

Важно только одно: чтобы по дорогам не ездили машины, у которых руль или тормоза ненадежны. Все прочие тонкости — от лукавого. (Хотелось бы, и чтобы водители были в уме и памяти, но этого техосмотром не достичь). Значительный масштаб незаконной выдачи талонов ТО доказывает: глубокий инструментальный контроль не требуется. При широкомасштабной фальсификации всплеска аварийности из-за технического состояния автомобилей не наблюдалось. Соответственно, и разговоры ГАИ о подобном контроле — в пользу бедных. Если заблуждаюсь, хотел бы увидеть доказательную статистику, а не только голословные утверждения заинтересованных лиц — и желательно от страховых компаний. Личный опыт прохождения осмотра в частных гаражах в США показывает, что мастеру вполне достаточно обычного осмотра машины, какой она неизбежно проходит при техобслуживании  или ремонте.

Впрочем, как и какой контроль проходить — пусть голова болит у водителя. Никакой всеобщий обязательный для всех контроль не нужен вообще. Все куда проще: следует усилить ответственность. Езда на неисправном автомобиле должна караться катастрофическим для владельца штрафом, сопоставимым со стоимостью автомобиля, и его конфискацией, обязательно с лишением прав, в случае повторного нарушения. А если неисправность привела к аварии, она должна быть отягчающим обстоятельством, не менее серьезным в глазах закона, чем опьянение водителя.

Точно так же, должна быть установлена ответственность автослесаря и гаража, где проходил ремонт или ТО автомобиль. (Если ремонтируешь сам — отвечаешь и как владелец, и как автослесарь). Никакие полисы ОСАГО и КАСКО не должны выдаваться без того, чтобы страховой агент получил доказательства исправности автомобиля. Должна отвечать рублем страховая компания (сейчас отсутствие техосмотра — повод к невыплате по страховому случаю, что страховщику выгодно!). Поскольку важно не наличие или отсутствие талона, а именно исправность автомобиля, именно к этому обстоятельству следует привязать выплату страхового возмещения, сделав неисправность экономически невыгодной автовладельцу.

Обязательно предусмотреть возможность для сотрудников ГАИ подвергать освидетельствованию подозрительные автомобили: смехотворно, когда инспектора ДПС не имеют права остановить чадящий и отравляющий атмосферу или явно разваливающий на ходу  рыдван просто потому, что у него имелся неизвестно как обретенный талон техосмотра. Ясно, что многие инспектора будут за взятки подобные автомобили отпускать. Установить очень высокий штраф — и ездить на них все равно станет тогда накладно: штраф и взятка действуют на кошелек водителя одинаково.  

С советских времен известно, что очередь (как и ее экономическое основание — «дефицит», или избыточно длительную процедуру, в общем — повышенные транзакционные издержки) создают намеренно: чтобы за обход брать мзду. Так отчего не запретить создание чиновниками самих очередей, под самой серьезной ответственностью? За закон или инструкцию, составленную так, что неизбежно возникает очередь (и вообще имеющую избыточное «регулирующее воздействие»), депутатов и чиновников наказывать строго, вплоть до посадки?  Наконец, если в установленный законом срок заявитель не получил все же решения чиновника, по умолчанию считать ответ положительным (как-то уже упоминал об этом). Причем если в итоге произошли опасные последствия, судить волокитчика вместе с непосредственным виновником.

Вводя тотальную проверку, государство принимает ответственность на себя — и чаще всего не достигает желаемого. Отвечать всегда должен тот, кто получает выгоду — и действительно способен обеспечить требование всеобщего интереса.

У партнеров



    ММК выплатит 260 млн долларов дивидендов за первый квартал

    Высокие показатели по прибыльности позволили флагману отечественной металлургии рекомендовать к выплате акционерам 100% свободного денежного потока

    Очищая «ржавый пояс»

    Москва включается в мировую гонку редевелопмента территорий — путь которым шли все мировые мегаполисы. Это один из самых эффективных способов развития города

    Альфа-банк вернет деньги за «Такси» и «Еду»

    Альфа-банк и «Яндекс» запустили совместную карту: по самым популярным сервисам «Яндекса» можно получить кешбек до 10%

    Электромеханическое проектирование с Solid Edge

    Создание сложных интеллектуальных изделий требует применения инструментов электромеханического проектирования. И в этом помогает Solid Edge.

    Запущен новый виток исследований достижений российских университетов

    Активное развитие передовых российских университетов демонстрирует их постоянно растущая видимость на международном уровне.

    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    Новости партнеров

    Tоп

    1. Курс доллара: рубль снова всех удивил
      Несмотря на обострение ситуации на финансовых рынках из-за торговых споров между КНР и США, рубль укрепляется
    2. Курс доллара: что заставило срочно переписывать прогнозы по рублю
      Курс доллара: что заставило срочно переписывать прогнозы по рублю
    3. Курс доллара: рубль попал под один очень мощный фактор
      Российская валюта благодаря нефтяной поддержке и интересу инвесторов к ОФЗ растет четвертый день подряд
    Реклама