Не хуже талибов
Ситуация в Афганистане неожиданно обострилась: в Мазари-Шарифе толпа мирных афганцев, а не талибов, напала на миссию ООН. Результат столкновения – 12 трупов. Погибших сотрудников ООН, по разным оценкам, от семи до восьми человек. Среди них – норвежцы, румыны и шведы. От четырех до пяти убитых из числа ооновцев – охранники, граждане Непала. Двое из сотрудников ООН, по информации с места события, были обезглавлены, что вполне в традициях талибов. Впрочем, начальник афганской полиции генерал Абдул Рафу Тадж опроверг эту информацию: сотрудники ООН были убиты выстрелами в голову. И, наконец, четверо убитых – это афганцы – участники протеста. Пострадали не менее 24 человек, среди которых один россиянин Павел Ершов, глава представительства ООН. Он получил легкие ранения.
Поводом к нападению стала не вписывающаяся в рамки нормы акция флоридского пастора Терри Джонса, совершившего сожжение Корана в марте нынешнего года. Это событие, отметим, не нашло отражения в сводках мировых новостей, но было заснято любителями обострения межконфессиональной розни и заботливо выложено в интернет. Видео дошло до афганцев, и они возмутились. Степень накала возмущения также не вписывается в рамки здравого смысла: разъяренная толпа направилась к миссии ООН c ножами и малокалиберным стрелковым оружием, требуя покинуть афганскую землю.
Согласно сообщению местных властей, события развивались так: для мирной акции протеста у здания миссии после пятничной молитвы собралось около 2 тыс. человек. Несколько участников демонстрации напали на охрану ООН, разоружили ее, открыли огонь и пошли на штурм офиса. «Манифестанты напали на здание представительства Организации объединенных наций в Мазари-Шарифе, несмотря на то что ООН не имеет никакого отношения к этим исламофобским призывам. В результате есть убитые и раненые», – так прокомментировал российский МИД эскалацию в Афганистане. Власти Афганистана ввели режим ЧП в Мазари-Шарифе. Полиция утверждает, что 27 человек, причастных к нападениям, арестованы.
В МИД РФ напомнили властям Афганистана, что миссия ООН находится там «для оказания помощи этой стране и ее народу». Но мирные жители страны, вероятно, питают к талибам более теплые чувства, чем к американцам.
Эскалация
Акциями в Мазари-Шарифе дело не окончилось. В Кандагаре и ряде других городов в семи провинциях: Балхе, Тахаре, Джаузджане, Кабуле, Бамиане, Герате, Джелалабаде – прошли демонстрации протеста мирных жителей страны. По разным данным, в акциях приняли участие от 3 до 8 тыс. человек. В результате убитыми считают более 20 человек, ранеными – более 100. При этом в Кандагаре, где на акцию протеста собралось около тысячи человек, семеро убитых и 46 раненых.
Позже афганцы совершили нападение на военную базу коалиции близ Кабула. Они были вооружены ручным огнестрельным оружием и реактивными гранатами. Нападение было успешно отражено натовцами, сообщают мировые СМИ. Трое натовцев получили ранения. Правда, легкие. И двое нападавших были убиты. Впрочем, у начальника полиции Кабула генерала Мухаммада Аюба Саланги информация более точная: на военную базу НАТО напали трое, двое из них привели в действие «пояса шахидов». Третий был застрелен.
И, наконец, сегодня, в понедельник 4 апреля, на севере Афганистана сотрудник местной пограничной полиции застрелил двоих военнослужащих НАТО. Инцидент, по данным вице-губернатора провинции Фарьяб, произошел во время обучения афганцев несению службы, которое проводят инструкторы коалиции. На территории военной базы неизвестный в форме пограничного полицейского открыл огонь по инструкторам и скрылся с места преступления.
Виноваты все
Генсек ООН Пан Ги Мун назвал нападение в Мазари-Шарифе «злодейским и трусливым» деянием, которому «нет оправдания ни при каких обстоятельствах». В Мазари-Шариф направили спецпредставителя генсека ООН Стаффана де Мистуру, чтобы он оценил ситуацию на месте. И, по словам Пан Ги Муна, «принял любые необходимые меры для обеспечения безопасности сотрудников ООН».
Командующий международными силами в Афганистане американский генерал Дэвид Петреус заявил сразу же, что сожжение Корана американским священником создало новые угрозы для военнослужащих США в Афганистане. Он сообщил, что акция пастора стала полной неожиданностью для командования коалиции.
Президент США Барак Обама осудил пастора, заявив, что сожжение любого священного текста является актом крайней нетерпимости и выражением расизма. И также осудил нападение на ООН.
Почему власти США так мягко отреагировали на действия пастора? Валерий Гарбузов, заместитель директора Института США и Канады РАН, уверен, что Вашингтон стремится «не заострять внимание» на единичных актах экстремизма. «Общая политика в США состоит в том, чтобы вообще не акцентировать внимание на таких проявлениях радикализма с какой бы то ни было стороны. Допустим, власти предпримут какие-то действия к этому пастору – это может еще больше разжечь силы в его поддержку», – пояснил он «Эксперту Online».
Примечательна реакция на все эти события президента Афганистана Хамида Карзая. Он встретился в Кабуле с Петреусом и послом США и заявил, что виновные в сожжении священной книги мусульман должны понести ответственность. Карзай также призвал американских конгрессменов осудить сожжение Корана и сделать все возможное, чтобы подобные акты не случались впредь. Карзай, как видно, на стороне народа.
«Он давно высказывается в большей мере в расчете на внутреннюю аудиторию, чем на западную, – отметил в интервью „Эксперту Online” Виктор Коргун, заведующий сектором Афганистана Института востоковедения РАН. – Вывод войск неминуем, хотя растянут во времени. Но чтобы удержаться у власти, президенту необходима поддержка населения. А ее явно недостаточно. Легитимность Карзая как президента слаба». Напомним, хорошей иллюстрацией стремления «набрать очки» на внутреннем поле стало недавнее заявление Хамида Карзая в адрес США: он потребовал от американцев прекратить военные действия в Афганистане и начать постепенно сокращать свое присутствие. Будто бы он забыл, на чьих штыках пришел к власти и в первый, и во второй раз.
Фанатик vs экстремист
Евангелический священник пастор Джонс, похоже, не слишком далеко ушел от своих идейных антиподов – мусульман. Напомним, он заявил о намерении сжечь Коран еще в прошлом году. А несколько дней назад сообщил о реализации этой мечты, так как именно Коран, по его мнению, является главной причиной совершения убийств, насилия и терроризма, сообщает CNN.
После того как президент Обама и генерал Петреус подвергли осуждению это деяние, пастор обиделся и обрушился с критикой на главу государства и командующего. «Президент и чиновники США обязаны защищать наше право на сожжение Корана, так как это одно из наших конституционных прав», – цитирует пастора информационное агентство ЭФЭ. А вот президент и генерал, по мнению пастора, высказываются неконституционно.
В американском законодательстве нет поправок, которые могли бы квалифицировать поведение пастора как разжигание религиозной розни или расовой вражды, заявил «Эксперту Online» американист Валерий Гарбузов. «Пастор не нарушил законодательные нормы. Мы можем говорить о моральной стороне дела. Нигде в американском законодательстве не прописано, что можно сжигать Коран или Библию. Но нигде не написано, что это запрещено. И нигде не прописано наказание за сожжение этих книг. Но есть свобода совести, которая закреплена в американской Конституции. Если поступок пастора рассматривать с точки зрения свободы совести, то, действительно, у него есть право. Какое ему можно предъявить обвинение? Должна быть привязка к конституционному положению. Но такого нет».
Тревожный тренд
Российские аналитики отмечают новую тенденцию в общественной жизни Афганистана: появление движений протеста. Одна из форм этого движения – защита Корана от провокаций. По мнению аналитиков, ведущую роль в этом играют представители исламских радикалов. Не случайно основные беспорядки в Мазари-Шарифе и других городах в минувшие выходные произошли после пятничной молитвы.
По словам афганиста Виктора Коргуна, афганцы в большинстве своем – вовсе не радикалы, но суровые условия многолетней войны обусловили рост роли религии в жизни этого народа. «Все последние десятилетия войн, разрухи и несчастий усилили религиозную составляющую в самосознании афганского народа. Оккупация Афганистана советскими войсками, попытка построить социализм, пакистанское участие в поддержку талибов, американцы и коалиция – все это вызывает неприятие афганцами навязываемых западных ценностей. Альтернатива – ислам. Кроме того, шесть лет у власти находились талибы, это суперфанатики, что наложило отпечаток на духовное сознание афганцев, – отмечает Коргун. – Афганцы расколоты по национальному признаку до сих пор, ислам – единственное, что их цементирует. Афганцы – не фанатики по натуре, но годы заставили их таковыми стать».
Вторая форма нового протеста – это деятельность нового движения «Высший совет реформаторов». Оно возникло, как ни странно, в социальных сетях и носит не религиозный, а светский характер, утверждает Андрей Серенко, эксперт Центра изучения современного Афганистана. По его данным, это движение организует действия своих сторонников с помощью интернет-порталов и ставит целью проведение антикоррупционных реформ в Афганистане.
По мнению аналитиков, появление новых форм протеста связано с многолетней чередой войн, от которых устало население, и сменой формата присутствия коалиции в стране, а также активной деятельностью в Афганистане различных держав, стремящихся закрепить здесь свое влияние. «Основная причина нападения на ооновцев – рост антиамериканских настроений. Они уже воспринимаются не как миротворцы, освободители и демократизаторы. Американцы рядом своих действий, грубых и нарушающих этические нормы мусульман, дискредитировали себя, – уверен Коргун. – Впрочем, пока нельзя говорить, что рост таких настроений имеет большие масштабы, потому что большая часть населения пока поддерживает американцев, понимая, что без них они опять получат талибов во власти».