Звонок из Редмонда

Валентин Мальцев
10 мая 2011, 15:42

Факта сделки пока, впрочем, не случилось, но, по утверждению журналистов из газеты The Wall Street Journal, переговоры вступили в решающую фазу. Для Microsoft эта сделка будет крупнейшим поглощением в ее истории. И очень важным делом в популяризации ее интернет-сервисов: ни для кого не секрет, что Windows Live так и не стал незаменимым продуктом для интернетчиков. А у Skype - 663 млн пользователей аудитории, это крупнейший на сегодня провайдер международной связи.

Фото: EPA

До сих пор самая крупная покупка Microsoft – агентство интернет-рекламы aQuantive, за которое в 2007 году компания заплатила 6 млрд долларов.

Для акционеров Skype продажа компании Стиву Баллмеру означала бы удачный выход из бизнеса: контрольный пакет акций интернет-сервиса купили еще в 2009 году инвестиционные фонды Silver Lake, Canada Pension Plan и Andreessen Horowitz. Стоил он 2 млрд долларов. Если Microsoft выкупит ее, то окажется, что стоимость компании за 2,5 года выросла более чем в четыре раза. Сохранять компанию для себя в надежде на доходы бессмысленно: по итогам 2010 года компания принесла своим создателям убытки в размере 7 млн долларов. Выручка при этом составила 860 млн. Но суть в том, что ни о какой стабильной прибыли от сервиса пока не может быть и речи.

Эксперты говорят, что с точки зрения чистого бизнеса Skype – неудачный продукт. Из 600 млн его пользователей платными услугами пользуется только 8,8 млн. Сервис, напомним, позволяет звонить с компьютера на компьютер бесплатно, а зарабатывает на оказании услуг связи вашего компьютера с обычным мобильным или стационарным телефоном. Сейчас Skype имеет долги перед кредиторами в размере 686 млн долларов. Microsoft возьмет его на себя.

Надо сказать, и Microsoft, и Skype еще совсем недавно вряд ли могли интегрироваться друг с другом. Так, Microsoft могла купить примерно за 50 млрд долларов Yahoo, и случись тогда эта сделка, вряд ли бы компании из Редмонда сегодня было до новых покупок.

Владельцы Skype долго и упорно пытались вывести акции своей компании на IPO, но процесс почему-то упорно затягивался. Сервис откровенно стагнировал. А на прошлой неделе появились слухи о том, что программой для IP-телефонии стали всерьез интересоваться одновременно и в Google, и в Facebook. Тогда американские журналисты со ссылками на собственные источники говорили, что Skype предполагаемые покупатели оценивали в 3-4 млрд долларов. Как видно, Microsoft оказалась куда щедрее.

Справедливости ради нужно отметить, что ни для Google, ни для Facebook эта сделка не была бы логичной. Во-первых, Google уже имеет собственный сервис-конкурент Voice, и зачем ей еще Skype, непонятно. Для установления мирового господства на рынке телефонии? Зачем? Во-вторых, непонятно, для чего этот сервис понадобился бы Facebook. Ради расширения аудитории? Но пользователи Facebook и Skype зачастую пересекаются, так что приток был бы небольшим. Кроме того, чистых 3-4 млрд долларов в наличии у компании Марка Цукерберга нет, а это значит, что, покупая Skype, ему пришлось бы продавать собственные быстро дорожающие акции ради того, чтобы приобрести стагнирующие ценные бумаги Skype. Выглядит нелогично. Так что совсем не исключено, что слухи об интересе к проекту со стороны Google и Facebook были нужны только для поднятия ажиотажа и интереса к теме для других покупателей – той же Microsoft.

Ей-то Skype нужен: сервис становится очень популярен среди пользователей смартфонов и планшетов, на рынке которых Microsoft не очень популярна. Аналитик Global Equities Research Трип Чодри напоминает: «Сегодня почти все планшеты и смартфоны оборудованы фронтальными камерами для видеозвонков». А значит, с покупкой Skype у корпорации из Редмонда появляется очередной шанс заявить о себе. Баллмер все еще надеется закрепиться на рынке интернет-сервисов: в прошлом году это подразделение принесло чистый убыток в размере 726 млн долларов. За последние шесть лет, если учитывать в том числе расходы корпорации на создание сервиса Bing, Microsoft потеряла в этом подразделении 8 млрд долларов. И пока навязать конкуренцию Google ей не удается.

Кунай Бажаж, глава консалтинговой компании Analysys Mason India Pvt, говорит в интервью Bloomberg, что покупка будет чрезвычайно выгодной для Microsoft: «Люди используют голосовую связь все еще чаще, чем возможности для мгновенного обмена сообщениями или другой функционал социальных сетей».