Сетевое переплетение

Али Алиев
16 мая 2011, 18:32

X5 Retail Group NV, крупнейшая в России по объемам продаж розничная компания, приобрела пакет акций сети аптек А5 в размере 8,45%. Как говорится в сообщении ритейлера, Х5 оставляет за собой право преимущественного выкупа всего бизнеса А5 до конца 2012 года.

Иллюстрация: Эксперт Online

По словам главного исполнительного директора X5 Retail Group Андрея Гусева, в настоящий момент X5 сфокусирована на повышении эффективности своего основного бизнеса и не планирует выход в другие сегменты розничной торговли. Приобретение 8,45-процентного пакета акций сети аптек по номинальной цене было предусмотрено соглашением с А5 и не является реализацией опциона, согласно которому X5 имеет право выкупа бизнеса А5 до 2012 года. «Решение по реализации опциона мы будем принимать с учетом всех факторов, в том числе итогов предынвестиционной проверки А5, привлекательности аптечной отрасли и ожидаемого возврата на капитал в сравнении с инвестиционными возможностями в основном бизнесе», – пояснил Гусев.

В конце 2008 года А5 подписала партнерское соглашение с X5 Retail Group, предусматривающее приоритетное право сети на открытие киосков с лекарствами в принадлежащих ритейлеру магазинах. Х5, в свою очередь, получила опцион на приобретение бизнеса А5. Опцион предусматривает дисконт, который будет зависеть от показателей работы аптечных пунктов А5, расположенных в магазинах X5.

Аптечная сеть A5 в настоящее время включает в себя 713 аптек. В 2010 году выручка компании составила 5,213 млрд рублей. Под управлением Х5 Retail Group находится1,472 тыс. дискаунтеров «Пятерочка», 303 супермаркета «Перекресток», 71 гипермаркет «Карусель», а также 47 магазинов «У дома» и 652 магазина «Копейка». Выручка компании в 2010 году составила 341,6 млрд рублей.

По словам аналитика ФГ БКС Владислава Метнева, А5 – одна из наиболее быстрорастущих аптечных сетей в России. Причем за последние год-два – это одна из немногих компаний фармацевтической розницы, которая увеличивает число точек продаж. «Однако во многом успехи роста A5 связаны с возможностью открытия аптечных пунктов на розничных площадях продуктового ритейлера X5 Retail Group. Принимая во внимание, что покупка состоялась за символическую цену, X5 Retail Group обозначила часть своего участия в этом проекте, – говорит аналитик. – Не думаю, что фармацевтическая розница будет стратегически интересным активом для продуктового ритейлера X5 Retail Group. Но если появится возможность перепродать фармрозницу другому стратегическому инвестору, для X5 Retail Group это возможность дополнительно заработать на перепродаже купленного пакета. Мы рассматриваем сделку по покупке доли в A5 как финансовый проект».

Консультант департамента Due Diligence «2К Аудит – Деловые консультации / Morison International» Андрей Чернявский согласен, что для X5 Retail Group аптечный бизнес не является профильным. «Впрочем, компания пока и не спешит в него входить. Покупка миноритарного пакета – лишь заявка о намерениях. В случае если за размещения в помещениях магазинов Х5 аптечная сеть будет демонстрировать высокие темпы роста, X5 Retail Group может решиться на покупку 100% А5», – полагает он.

«В целом это достаточно ожидаемое и логичное решение. С одной стороны, после поглощения „Копейки” долговая нагрузка Х5 заметно выросла, с другой – стоит учитывать, что фармритейл переживает не лучшие времена: изменение норм государственного регулирования и увеличение налоговой нагрузки негативно влияют на бизнес розничных операторов этого рынка, оказывают существенное давление на рентабельность, – отмечает аналитик УК „Финам менеджмент” Максим Клягин. – При этом мы полагаем, что вероятность исполнения опциона достаточно высока. Размещение аптек в торговых объектах положительно влияет на трафик и генерирует дополнительную выручку. Одновременно мы обращаем внимание на то, что А5 за последние годы существенно укрепила рыночные позиции».

Антон Сафонов, аналитик «Инвесткафе», также считает, что для Х5 выигрыш от приобретения такого бизнеса не слишком очевиден в связи с изменением законодательства. «В частности, большинство аптек потеряли возможность использоваться единым налогом на вмененный доход (ЕНВД), что очень сильно уменьшило их рентабельность. Причем некоторые, скорее всего, вынуждены будут закрыться, так как их рентабельность или близка к нулю, или отрицательна, – говорит аналитик. – Дело в том, что с 1 января 2011 года право на ЕНВД осталось только у тех компаний, в которых среднесписочная численность сотрудников не превышает 100, а доля физлиц в уставном капитале не менее 75%. Остальные вынуждены платить 34% от фонда заработной платы. Таким образом, приобретение аптечной сети сейчас или в 2012 году – это диверсификация бизнеса и долгосрочные инвестиции». Пока же новость для Х5 положительна, так как покупка осуществлялась не за счет денежных средств или акций. 

 Напомним, в начале мая X5 уже избавилась от одного из своих непрофильных активов – компании «Ай-ти бизнес», которая управляет несколькими интернет-магазинами. «В нашем случае речь скорее идет о том, что Х5 в дальнейшем будет самостоятельно заниматься развитием дистанционных продаж, – считает Максим Клягин. – В отношении „Ай-ти бизнеса” – действительно, в отсутствие какой-либо дополнительной информации мотивация Х5 была не вполне очевидна. Разумеется, для ритейлера это был однозначно пилотный проект, ориентированный прежде всего на возможность получить экспертизу рынка и необходимые компетенции. Кроме того, масштаб бизнеса был сравнительно небольшим».

Но, тем не менее, отмечает аналитик, выход Х5 в сегмент дистанционных продаж, который развивается весьма динамично и имеет огромный потенциал роста, – оправданная и весьма актуальная диверсификация. «Активное развитие онлайн-продаж – один из основных трендов для большинства крупнейших операторов мировой розничной торговли. К тому же в России этот рынок находится на первоначальной стадии развития, растет на 50% в год и, несомненно, еще долго будет демонстрировать впечатляющие темпы, – говорит Клягин. – Могу лишь предположить, что продажа компании, в которой Х5 ранее последовательно консолидировала 100%, может быть связана не столько с падением интереса группы к развитию дистанционной торговли вообще, сколько с какими-либо неблагоприятными факторами или причинами, влияющими на бизнес непосредственно „Ай-ти бизнеса”».