Ответ на спрос

Вадим Пономарев
19 мая 2011, 14:01

Нефтепровод Заполярье–Пурпе–Самотлор будет построен со значительным опережением графика. Об этом заявил вице-премьер правительства Игорь Сечин на торжественной церемонии, посвященной сварке последнего стыка линейной части нового нефтепровода Пурпе–Самотлор. «На 80% готова нефтеперекачивающая система, на 90% - система энергообеспечения», – сообщил вице-премьер, уточнив, что этот нефтепровод будет введен в промышленную эксплуатацию в конце 2011 года – после проведения всех гидроиспытаний, диагностики и пусконаладочных работ систем энергетики и автоматики.

Фото: sibnefteprovod.ru

Первоначально магистральный нефтепровод Пурпе–Самотлор, который является первой частью мегатрубы Заполярье–Пурпе–Самотлор, планировали сдать в эксплуатацию в 2012 году. Этот нефтепровод длиной 430 км и мощностью 25 млн тонн в год с возможностью последующего расширения до 50 млн тонн в год предназначен прежде всего для поставки нефти с Ванкорского месторождения «Роснефти» (Красноярский край) в магистральную трубопроводную систему Восточная Сибирь–Тихий океан (ВСТО).

Ускорение строительства и ввода в эксплуатацию нового нефтепровода стоимостью 53 млрд рублей (по оценке Главгосэкспертизы), очевидно, вызвано желанием правительства и нефтяных компаний воспользоваться высокими ценами на нефть для ускорения окупаемости и ВСТО, и Ванкора, а также развития нефтедобычи на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО).

«Строительство ключевой перемычки Пурпе–Самотлор позволит решить сразу несколько задач нефтяной отрасли России. Прежде всего нефтепровод позволит обеспечить транспортировку необходимых объемов сырья для расширения системы Восточная Сибирь–Тихий океан. Пурпе–Самотлор также станет связующим звеном между единой нефтепроводной сетью и месторождениями Ямало-Ненецкого автономного округа, Красноярского края, Ханты-Мансийского автономного округа. В настоящее время среди 236 месторождений региона в промышленной эксплуатации находятся только 63. Новая перемычка позволит ускорить развитие новых месторождений», – считает старший аналитик ИК «Церих кэпитал менеджмент» Виктор Марков.

«Важной задачей нефтепровода Пурпе–Самотлор является закрепление нового бренда нефти ESPO, который по качеству превосходит многие популярные сорта нефти. Должно быть, по этой причине и понадобилась отдельная ветка от месторождений Западной Сибири. В конечном итоге более качественная нефть будет стоить дороже Urals, которая сейчас получается от смешения нефти с западносибирских месторождений с нефтью месторождений Центральной России, а значит, рентабельность ее добычи будет выше для нефтяных компаний. В выигрыше окажется и правительство, которое от дорогой нефти получит больше налогов», – подчеркивает аналитик «Инвесткафе» Анастасия Соснова.

«Во-первых, с каждым годом у российской экономики будут расти потребности в энергоресурсах – прежде всего речь идет о спросе на сырую нефть со стороны отечественных НПЗ. Во-вторых, высок спрос (и он будет динамично возрастать) со стороны стран азиатско-тихоокеанского региона. Прежде всего со стороны КНР, демонстрирующей высокие темпы роста ВВП, а также Японии, испытывающей после землетрясения острую необходимость в ресурсах. То есть Пурпе–Самотлор в значительной степени позволит России реализовать планы по укреплению позиций на привлекательных внешних рынках», – согласен с коллегами и управляющий фондом «Финам нефтегаз» Роман Беседовский.

При этом, правда, до конца пока неясна судьба второй части трубы – Заполярное–Пурпе, которая, собственно, и должна дать старт промышленному освоению гигантских нефтяных запасов севера ЯНАО. «Роснефть» в этих проектах почти не участвует – главными действующими лицами освоения ямальского Заполярья являются ТНК-ВР, «Газпром нефть» и «ЛУКойл». Согласно решению правительства, половину расходов на строительство новой трубы должны взять на себя заинтересованные в этом нефтяные компании, половина – «Транснефть». Но до сих пор нет ясности в масштабах необходимых инвестиций (цифры разнятся от 60 до 120 млрд рублей – в зависимости от пропускной способности трубы и финансовых схем) и гарантии заполнения этого нефтепровода необходимым количеством нефти в оговоренные сроки.

Комментарии, используемые автором в материале были взяты с портала //vstoneft.ru/