Распродажа русского языка

Сергей Тихонов
24 мая 2011, 09:23

Полноценный запуск национальной доменной интернет-зоны .рф, которым на протяжении уже двух лет «болеет» российское бизнес-сообщество, так и не состоялся. IT-специалисты и участники рынка на форумах пытаются найти ответ на вопрос: «почему все получилось как всегда?», удивляясь странности организации проекта новой системы, а предприятия все как один ринулись в битву за звучные имена, доводя стоимость некоторых адресов на аукционах до миллионов долларов.

Иллюстрация: Эксперт Online
Полноценный запуск национальной доменной интернет-зоны .РФ так и не состоялся

Несмотря на то что большинство компаний, органов власти, СМИ и других значимых для пользователей источников информации уже обзавелись русскоязычными адресами сайтов, обращения к ним аудитории сети не превышает показателей арифметической погрешности. Даже поисковые системы их до сих под не индексируют. Зато регистратор доменных имен RU-CENTER за несколько дней, делая деньги из воздуха, по сути превратился из сервисного предприятия, обслуживающего Рунет за небольшую комиссию, в одного из крупнейших киберсквоттеров мира.

Разговоры о необходимости развертывания национальных сегментов сети интернет на родных языках идут с 2003 года, с тех пор как началась волна общественного и геополитического противостояния англо-американской модели доминирования со стороны новых быстрорастущих социальных кластеров. Особенно активно лоббировали проект в ООН и других международных организациях страны, чьи национальные языки базируются не на латинской лингвистической платформе – Россия, Китай, арабские государства. Тогда это была одна из форм протеста незападного мира против монополии английского языка в набирающей влияние в мировых коммуникациях Всемирной паутине.

Идея создания доменной зоны кириллического начертания была озвучена российской делегацией в 2007 году на ежегодной конференции ICANN – международной организации, отвечающей за регистрацию адресов в глобальной сети Интернет. В итоге Россия оказалась самой настойчивой в этом вопросе и стала первой страной мира, запустившей собственную доменную зону. В мае 2009 года Россия подала официальную заявку, а в сентябре уже приступила к формированию самой рф-зоны. Среди населения и в бизнес-среде была проведена масштабная патриотическая рекламная кампания, имевшая целью привлечь к покупке имен в «русском» интернете весь честной народ.

В результате спрос на новую услугу оказался поистине ажиотажным. После приоритетной регистрации, в ходе которой адреса получали госорганы, владельцы торговых марок, СМИ и т.д., 11 ноября 2010 года стартовали свободные продажи. За первые сутки в зоне .рф было зарегистрировано 240 тыс. доменных имен. А за двое суток уже 450 тыс. Таким образом, всего за два дня своего существования .рф вошел в десятку крупнейших европейских доменных зон.

Спустя пару дней выяснилось, что 65 тыс. самых востребованных имен зарегистрировал на себя сам регистратор RU-CENTER, практически став собственником лучшей части русского языка в Сети и одновременно одним из крупнейших киберсквотеров на планете. Причем среди зарегистрированных на компанию и ее директора Алексея Лесникова имен оказался и ряд настолько интересных и оригинальных, что соображения общественной морали не позволяют привести их здесь, намекнем лишь, что речь идет о различных вариациях названий для порносайтов, содержащих ненормативную лексику. А 25 тыс. наиболее популярных из приобретенных оптом по 82 рубля адресов он выставил на аукцион, объясняя это попыткой нивелировать риски тотального захвата доменов киберсквоттерами.

Впрочем, при запуске новых зон в практике мирового рынка распределения сетевой адресной инфраструктуры альтернативы этому методу еще не придумано. Только аукционы в странах цивилизованной конкуренции проводятся по так называемому «голландскому» типу, когда торги идут на уменьшение цены. Таким образом, киберсквоттеров «отсекают рублем» сразу, а реальные претенденты имеют возможность активно включиться в процесс конкурентной борьбы за домен.

Естественно, за самые звучные и интересные домены, вроде банк.рф или дом.рф развернулась настоящая битва заинтересованных претендентов. В процессе торгов стоимость доменных имен достигала сотен тысяч и даже миллионов долларов. Например, домен школа.рф был продан за 100 тыс. долларов, а ломбард.рф – за полмиллиона. В итоге RU-CENTER стал крупнейшим киберсквоттером в Европе, поставив рекорд по количеству зарегистрированных имен, темпам их продажи и, что самое главное, по объему выручки.

Финансовые показатели предприятие не раскрывает. Однако несложно подсчитать, что 25 тыс. экземпляров уникального товара, средняя стоимость которого измеряется тысячами долларов, обошлись российским интернет-пользователям в весьма кругленькую сумму. А на себя он регистрирует имена оптом по 82 рубля! Какая чудесная арифметика, не правда ли?

Представьте себе объем прибыли, которую в итоге заработал коллектив регистратора всего за двое суток, занимаясь распродажей слов и фраз русского языка. Такой «быстрой» золотой жиле позавидовал бы даже Microsoft со своей глобальной монополией на операционные системы. В случае с «эрэфией» (так прозвана зона .рф в среде IT-специалистов) было нарушено международное правило Всемирной паутины «право первой ночи», которое гласит, что адрес получает тот, кто первым подал заявку. Этому закону следуют национальные регистраторы во всех странах, действовал он и в России все 16 лет существования российского сегмента сети Интернет. Ведь компании-регистраторы являются по сути всего лишь посредниками-дилерами между мировым монополистом в регистрации доменов ICANN (международный регулятор сети www) и конечным потребителем-пользователем интернет-ресурса. Прибыль же формировалась за счет небольшой комиссии за оформление договоров и их дальнейшее сопровождение.

Заместитель директора федерального регистратора «Русоникс» Юрий Устинов на заседании согласительной комиссии заявил: «Для простого пользователя опередить киберсквоттеров, самые крупные из которых владеют собственными компаниями-регистраторами и имеют прямой доступ к реестру зоны .рф, не представляется возможным. Победить их можно только рублем. Спекулянт-захватчик никогда не заплатит больше, чем готов заплатить конечный пользователь на аукционе. Проблема заключается в распределения денег: кто в итоге получит их, кто вообще вправе ими распоряжаться. Понятно, почему именно компания RU-CENTER взялась за проведение аукциона, поскольку больше ни у кого в России нет столь мощной технологической инфраструктуры, чтобы организовать такой масштабный аукционный проект в Сети. Однако общественность не понимает, на каком основании один регистратор получил такую большую сумму денег, взяв на себя часть функций Координационного центра. С одной стороны, он выполнил функцию санитара леса, избавив новую зону .рф от массового захвата адресного пространства киберсквоттерами. С другой стороны, людям непонятно, почему проведением аукциона и сбором средств занялась коммерческая структура, а не КЦ».

Зал комиссии активно зашумел, послышались «крепкие» русские слова в адрес чиновников, но адекватной реакции организаторов так и не последовало. Тогда жалобы оптом стали поступать в ФАС, Минсвязи, КЦ и другие ведомства, имеющие отношение к IT-отрасли, а также в СМИ. Проблема вышла на уровень широкой общественности, и тогда чиновникам пришлось-таки обратить на нее внимание.

После проведения аукционов блогеры и эксперты дружно заговорили об очередной «финансовой пирамиде», а ФАС и КЦ (Координационный центр национального домена сети Интернет) стали проводить расследование возможных нарушений его проведения. Спорные доменные имена были заблокированы, а с регистратора потребовали четких объяснений. Однако уже через месяц все вопросы регуляторов к компании были сняты с условием, что впредь процесс регистрации будет прозрачен и открыт участникам рынка. Впрочем, все ограничилось публикацией отчета, в котором нет ни конкретных цифр, ни данных о владельцах новых адресов. То есть проверить достоверность информации не представляется возможным. В общем, замяли тему. На вопрос, куда пойдут столь внушительные средства, RU-CENTER поведал, что деньги потратит исключительно на благотворительность. Что ж, цель, достойная уважения. Остается теперь только смиренно верить в светлые помыслы руководства регистратора и уповать на жесткий контроль неутомимых регулирующих органов российского интернета.