Бензиновое хулиганство

Москва, 27.05.2011
Глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев нашел истинных виновников бензинового дефицита, охватившего ряд регионов страны. Как и следовало ожидать, ими, по его мнению, являются крупные российские нефтяные компании.

Фото: ИТАР-ТАСС

«Сейчас мы возбудили уже 52 дела, то есть по 52 российским регионам, это точная цифра на сегодняшнее утро, мы возбудили соответствующие производства. Будут штрафы нанесены оборотные нефтяным компаниям, потому что мы не верим всей этой пропаганде, которая идет с их стороны, где они обвиняют то правительство, то население, то ФАС и так далее в том, что возник дефицит. Они его создали сами», — заявил в эфире «РБК-ТВ» руководитель ФАС.

По его мнению, бензиновый кризис — «дело рук крупных нефтяных компаний», которые повысили цены для независимых компаний-оптовиков. «Он (кризис) был вполне ожидаем, просто я не думал, что они посмеют в такой форме это сделать. Я бы не стал избегать таких терминов, как шантаж», — сказал Артемьев, отметив, что нефтяные компании считают, что «определяют политику в стране».

По словам руководителя антимонопольной службы, ФАС намерена провести расследование и «применить все полномочия, которые у нее есть, для того, чтобы прекратить это хулиганство». Говоря о предыдущих волнах антимонопольных расследований в отношении нефтяных компаний, Игорь Артемьев подчеркнул, что нужно было наказывать компании более жестко. Смягчение наказания было сделано из-за кризиса, объяснил он.

По мнению Дмитрия Ширяева, ведущего консультанта компании «ФинЭкспертиза», претензии ФАС к российским вертикально-интегрированным нефтяным компаниям (ВИНК) в основном обоснованы. «Именно эти компании контролируют рынок ГСМ и вполне могут через снижение объемов выпуска (в т.ч. профилактическими ремонтами), отгрузками избранным контрагентам и объемы экспорта влиять на наполнение внутреннего рынка и цены на нем», — говорит он.

«Причин для роста цен на бензин было достаточно много, в частности, этому поспособствовали рекордные мировые цены на нефть и плановая остановка ряда НПЗ на ремонт и реконструкцию», — возражает управляющий фондом «Финам Нефтегаз» Роман Беседовский. В то же время, по его словам, это не исключает возможности существования сговора. «Вероятно, у руководителя ФАС есть основания для таких заявлений. Насколько они веские, будет решать суд. В случае, если у ФАС оснований для таких обвинений нет, обвиненные компании подадут иски в суд против руководства ФАС, с требованием опровергнуть его слова и принести извинения, а возможно, что и оплатить моральный и материальный ущерб», — полагает аналитик.

Дмитрий Трофимов, руководитель департамента оценки и инвестиционного проектирования АКГ «МЭФ-Аудит», уверен, что претензии ФАС обоснованы, но при этом надо помнить, что ВИНК — это бизнес, который ищет пути увеличения маржи. «И если штрафы составили 15 млрд рублей за 2008-2009 годы, а, к примеру, по 2010 году продано было порядка 37 млн тонн бензина, то увеличение цены литра на 1 рубль дает 37 млрд рублей дополнительного дохода компаниям. Для того, чтобы штрафы были действенными их надо увеличить в 4-6 раз», — считает он.

Способна ли ФАС своими методами (возбуждением дел, штрафами и пр.) решить проблему дефицита бензина или же необходимы более комплексные меры? «Методы ФАС являются частью комплексных мер наряду с регулированием рынка пошлинами и административным давлением высшего руководства. Оценить же, какая из составляющих эффективнее при комплексном воздействии на рынок — затруднительно (в отличие от эффекта какого-либо одного способа)», — говорит Дмитрий Ширяев.

«ФАС не решит проблему, — уверен Дмитрий Трофимов. —  Проблема в отсутствии конкуренции на рынке. Отсутствие конкуренции от нехватки перерабатывающих мощностей. Проблема дефицита будет только углубляться и тарифным регулированием ее не решить. И даже ограничение экспорта, временная мера, так как парк автомобилей и прочей движущейся техники стремительно растет. Невозможно, без ввода новых перерабатывающих мощностей решить этот вопрос. Тот же, Омский НПЗ работает с выходом в 83%(!) по светлым нефтепродуктам при 100% загрузке, и практически все НПЗ работают на максимуме своих  возможностей. Бензина просто не хватает!»

Ведущий эксперт «Инжиниринговой компании «2К» Сергей Воскресенский полагает, что, к сожалению, очередной волной дел против нефтяников проблему топливного рынка в России не решить. «В последние три года ФАС активно пытается бороться с завышением цен на рынке нефтепродуктов. Однако, судя по ситуации на топливном рынке, положение дел не меняется, — говорит он. — Государство все чаще прибегает к ручному регулированию рынка, нефтяники пытаются возместить упущенную прибыль за счет экспорта. Проигравшими в этом противостоянии являются простые граждане, для которых бензин дорожает».

Между тем, по словам аналитика, ФАС озвучивает ключевую проблему российского топливного рынка: высокий уровень монополизации. «Ни о какой конкуренции, а соответственно и о развитии здоровых рыночных отношений, не может идти речи, когда регион зависит от одного-двух поставщиков, — отмечает Воскресенский. — Снижение доли ВИНК на розничном и на оптовом рынках будет более эффективным решением проблемы топливного дефицита, чем бесконечные тяжбы ФАС с теми же ВИНК. Разукрупнение нефтяных компаний, стимулирование развития маленьких компаний — это правильное направление развития нефтяного рынка РФ».

Предложение Минэнерго о создании независимого НПЗ — также способ повысить уровень конкуренции на топливном рынке РФ, считает аналитик. «Однако одного НПЗ будет мало, для видимого улучшения ситуации необходимо три-четыре крупных независимых НПЗ, — говорит он. — Впрочем, как все это можно реализовать на практике — неизвестно. Вряд ли ВИНК добровольно будут уходить с региональных рынков, или продавать свои активы. За счет каких средств будет финансироваться строительство независимого НПЗ — неясно. Без жесткой государственной позиции по данному вопросу все эти инициативы обречены на провал».

Не означают ли столь резкие слова главы ФАС, что государство наконец нашло «крайнего»? Напомним, что в начале месяца высказывались претензии к главам регионов, которые якобы потеряли контроль над ситуацией. «Учитывая масштаб кампании ФАС (более половины регионов), понятно, что такое количество губернаторов одновременно не могут быть виновны в сложившейся ситуации. Да и регионального административного ресурса для влияния на ВИНК, как видно, недостаточно», — отмечает Дмитрий Ширяев.

«Резкость может быть обусловлена давним противостоянием ФАС с нефтяными компаниями, в котором каждая из сторон периодически одерживает верх, — считает Роман Беседовский. — То есть такие своеобразные "качели". Вопрос не в поиске крайних, а в стремлении решить проблему, а проблема налицо: в стране экспортере нефти и нефтепродуктов наблюдаются перебои с бензином».

«Очевидно, что компании имеют возможности для создания таких ситуаций. Но и обязать их «распределять» производимую ими продукцию невозможно, — полагает Дмитрий Трофимов. — Позиция, при которой компании делают «крайними» непродуктивна. Необходимо создание мотивирующих условий для развития нефтепереработки. К примеру, все увеличенные штрафы ФАС направлять на строительство НПЗ, а в последующем эти НПЗ продавать на условиях аукциона».

Новости партнеров




Масло выведут «под арбитраж»

Пока власти определяются со сроками введения нового норматива для растительных масел, крупные масложировые холдинги в срочном порядке изыскивают средства на модернизацию. Путь, который ЕС проходил в течении 14 лет, российский бизнес должен пройти максимум за пять лет

«Два с половиной миллиарда бюджетных денег на катание ржавых бочек и веселых студентов»

Российский биоокеанолог, академик РАН, заместитель директора Института океанологии имени П. П. Ширшова Михаил Флинт — о том, почему арктический регион является зоной повышенного риска и требует пристального внимания российских ученых

«Эксперт Северо-Запад» начал прием заявок на премию «Эксперт года-2020» 18+

Станьте экспертом года в одной из 20 отраслевых номинаций. Подайте заявку на бизнес-проект, общественную или культурную инициативу — и получите признание делового сообщества. Совет премии по доброй традиции возглавил Михаил Пиотровский

РСХБ удвоил поддержку птицеводов-экспортеров

В прошлом году Россельхозбанк выдал экспортерам мяса птицы около 56 млрд рублей, это более чем вдвое превышает показатели 2018 года

«В гонке онлайн-банков мы догнали лидеров»

Председатель совета директоров СКБ-банка Александр Пумпянский — об оптимальной доле онлайн-операций, затратах на онлайн-банкинг и будущем цифрового банкинга
Новости партнеров

Tоп

  1. У меня уже был коронавирус? Как узнать и что делать?
    Симптомы Covid-19 разнообразны, и медленный подсчет зараженных во многих странах невольно наталкивает на мысль, что многие, возможно, уже переболели коронавирусом, даже не зная об этом
  2. Китайская экономика пошла на поправку, но по-прежнему остается в минусе
    Фабрики и заводы возвращаются к работе, однако скорость восстановления замедляют ограничительные меры Пекина, направленные на борьбу с потенциально возможной второй волной эпидемии, которая может прийти из-за границ Поднебесной
  3. Коронакризис сдувает пузыри. И накачивает новые?
    Мир столкнулся с очередным финансовым и экономическим кризисом. Коронавирус нового типа стал классическим «черным лебедем», предсказать который не мог никто. Однако было много тех, кто был уверен, что рано или поздно кризис наступит, а финансовые рынки рухнут
Реклама