Угольная дружба

Вадим Пономарев
27 мая 2011, 19:16

Госхолдинг «Российская топливная компания» (Ростоппром) и китайская компания Shenhua в июне намерены зарегистрировать в Амурской области совместное предприятие по освоению крупнейшего в регионе Огоджинского месторождения каменных углей. Если дело пойдет успешно, через Амур, разделяющий два государства, может быть переброшен еще один железнодорожный мост.

Иллюстрация: Эксперт Online
Россия и Китай будут совместно осваивать месторождение каменного угля в Амурской области

О том, что «Ростоппром» и Shenhua, в принципе, готовы приступить к освоению Огоджи, стало известно в ходе поездки амурского губернатора Олега Кожемяко в Селемджинсий район региона, где это месторождение и расположено. Пресс-служба губернатора, правда, аккуратно заметила, что, после регистрации совместного предприятия (СП), «правительством Амурской области будет оперативно инициировано проведение аукциона с целью получения лицензии на разработку Огоджинского месторождения, запасы которого составляют 83 млн тонн, для чего будет подготовлено соответствующее обращение в Федеральное агентство по недропользованию». Но мало кто сомневается в том, что владельцем лицензии на разработку крупнейшего в регионе месторождения каменного угля станет СП «Ростоппром» и Shenhua. Министерство энергетики России Сергей Шматко еще полтора месяца назад заявил журналистам, что наша страна уже в этом году ожидает полномасштабного освоения Огоджи «Ростоппромом» совместно с китайскими партнерами, поскольку еще осенью прошлого года Россия и Китай договорились о кредитовании Поднебесной ряда инфраструктурных проектов в РФ в объеме 6 млрд долларов для увеличения объема поставок угля в Китай. «Мы сегодня говорим о возможном развитии Огоджинского месторождения в Амурской области, инвестициях на Сахалине, Приморском крае. Самый перспективный проект — это Огоджинское месторождение», — указывал министр энергетики направления этих инвестиций, поясняя РИА «Новости», что документы о создании огоджинского СП уже подписаны и готовится технико-экономическое обоснование проекта.

Позиция Китая в этом деле понятна: в этом году внутренняя добыча коксующихся углей этой страны прогнозируется на уровне 513 млн тонн, а потребление — 569 млн тонн. И в дальнейшем объем этого дефицита будет только нарастать, заставляя КНР увеличивать импорт угля из Монголии, России и Австралии. А Огоджинское месторождение — это ближайшее к северо-восточным регионам Китая крупное месторождение каменного угля в России. Для Амурской области этот проект тоже хорош. По мнению Минприроды Приамурья, он позволит впервые в истории амурской угледобывающей отрасли создать современное крупное предприятие по добыче каменного угля и выйти с крупномасштабными экспортными поставками на рынок всего Азиатско-Тихоокеанского региона (общий ресурсный потенциал углей области значительно превышает суммарные ресурсы Хабаровского края, Читинской области, Сахалина и Приморья и составляет почти 70 млpд тонн, но 99% из них — бурые угли, которые сейчас мало кого интересуют). Помимо новых дополнительных поступлений в бюджет, этот проект создаст дополнительно до 5 тыс. рабочих мест в Амурской области.

Тем не менее, есть одно существенное препятствие для старта этого проекта. Для того, чтобы он был рентабельным, нужно построить железнодорожную инфраструктуру и, в первую очередь, 100 км железной дороги, связывающей Огоджу с ближайшей станцией БАМа — Февральском. Это будет стоить инвесторам около 10 млрд рублей, и, естественно, даже при сильном желании китайцев поскорей получить амурский уголь, сильно растянет сроки окупаемости проекта. Но от Февральска прямой железной дороги до границы  с Китаем тоже нет. Значит, нужно везти уголь Огоджи либо через морские порты Хабаровского края и Приморья, либо самим дальше строить железную дорогу до Благовещенска и железнодорожный мост через Амур, который бы соединял столицу Амурской области с городом Хейхе на том берегу. Такой мост, не говоря уже о железной дороге до Благовещенска, будет стоить еще 12-15 млрд рублей.

Региональное  правительство, конечно, изо всех сил будет способствовать реализации этого проекта, потому как иметь свой автомобильный и уж тем более железнодорожный мост в Китай является сокровенной мечтой всех приграничных российских территорий на Дальнем Востоке. Но ближе всего к реализации этой мечты подошли все же в соседней с Амурской — Еврейской автономной области (ЕАО). Группа компаний «Петропавловск» уже в этом году на условиях частно-государственного партнерства начинает там строительство железнодорожного моста через Амур — «Нижне-Ленинское — Тунцзян». Первые поезда по нему должны пойти в 2013 году, а к 2015 году предполагаемый объем перевозок достигнет 20 млн тонн. При этом металлургическая продукция, которую «Петропавловск» намерен к этому времени начать изготавливать здесь же, в ЕАО — на строящемся сейчас Кимкано-Сутарском ГОКе, загрузит мост только на 45%. Поэтому на нем, очевидно, найдется место и для угля Огоджинского месторождения, которое через станцию Февральск на БАМе и Известковую — на Транссибе, будет, видимо, пересекать по этому мосту российско-китайскую границу.  Тем более, что как доложил недавно премьер-министру страны Владимиру Путину губернатор ЕАО Александр Винников, администрация автономной области, инвесторы строительства моста и государственная монополия «Российские железные дороги» (РЖД) нашли механизм компенсации частным инвесторам затрат на строительство государственного инфраструктурного объекта. «На сегодняшний день все предложения мы передали в «РЖД», в настоящее время они их рассматривают. Мне кажется, что принципиальное решение найдено. Это долгосрочная компенсация за счет предоставления льготного тарифа на перевозки. Это абсолютно нормально», — заявил  губернатор ЕАО.

Другое дело, что пропускная способность этого моста в 20 млн тонн груза в год вряд ли удовлетворит всех желающих, которые сейчас со своим крупномасштабным грузом делают «крюк»  из России в Китай и обратно 1,5 тыс. километров. Поэтому в инвестпланах властей Амурской области по-прежнему значится строительство в 2011-2014 года автомобильного моста через Амур, а в 2013-2016 годах — железнодорожного моста «Благовещенск-Хейхе». Тем более, что и сам строитель железнодорожного моста в соседней области — «Петропавловск», к этому времени намерен ввести в Амурской области крупнейший в регионе горно-обогатительный комбинат — Гаринский, который рассчитан на ежегодную переработку 10 млн тонн железорудного сырья. Правда, для того чтобы он заработал, через местные болота тоже нужно построить 148 км новой железной дороги стоимостью 16 млрд рублей, соединяющей это месторождение со станцией «Шимановская» на Транссибирской магистрали.  Парадокс в том, что Гаринское месторождение железа лежит ровно посередине между «Шимановской» на Транссибе и станцией «Февральск» на БАМе. Поэтому у государства и властей Амурской области давно было желание соединить в этом месте БАМ и Транссиб железнодорожной «перемычкой», чтобы дать возможность нормально развиваться этим глухим местам. Сейчас, с объединением сил и денег государства, частного инвестора и правительства Амурской области, такая возможность появилась.