Подкоп под вертикаль

Москва, 30.05.2011
В правительстве рассматриваются варианты выведения нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) из состава российских вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК). Однако это вряд ли пойдет на пользу отрасли, а главное — не решит проблем дефицита моторного топлива.

Иллюстрация: Эксперт Online

Минэкономразвития разрабатывает предложения о возврате к независимой нефтепереработке в России. Как заявил на пресс-конференции руководитель департамента по развитию конкуренции и конъюнктуры рынка Александр Пироженко, побороть высокие цены на топливо в России можно путем выведения НПЗ из структур ВИНК, однако каким образом государство заставит компании, в том числе частные, лишиться принадлежащих им активов, чиновник не уточнил.

«Мы рассматриваем ряд мер и, в частности, сейчас начато обсуждение выведения из вертикально-интегрированных компаний НПЗ, чтобы они работали с давальческим сырьем, что бы позволило вернуть ситуацию с конкуренцией на уровень 2009 года», — рассказал Пироженко и добавил, что это предложение поддерживает и Минэнерго. По его словам, обсуждение этих предложений уже началось в других ведомствах, и ФАС, по публикациям в прессе, также поддерживает предложение МЭР РФ.

По словам директора департамента, в перечисленных мерах, в частности — в выведении НПЗ из ВИНК — заинтересованы и крупные нефтяные компании, поскольку это даст прозрачность ценообразования, которое в настоящий момент отсутствует. Он затруднился назвать сроки принятия соответствующих решений, не исключив, однако, что этого можно ожидать уже в текущем году. Как отметил Пироженко, рассматриваются такие варианты выведения НПЗ, как продажа, вывод из корпоративной инфраструктуры или аренды, но детальная проработка механизмов только начата.

«Но в жестком варианте административные решения не рассматриваются», — заявил чиновник, отвечая на вопрос, как государство будет побуждать независимые нефтяные компании отделять производство нефтепродуктов от добычи нефти.

Роман Беседовский, управляющий фондом «Финам Нефтегаз», уверен, что вывод НПЗ из состава ВИНК выгоден, в первую очередь, государству, которое за счет этого получит возможность сделать оптовый рынок нефтепродуктов более конкурентным, а значит — обеспечить более рыночный характер ценообразования на рынке. Это позволило бы избежать дефицита поставок для независимых игроков топливного рынка и спекулятивного роста стоимости, либо, по крайней мере, минимизировать данные риски, считает он.

«В принципе, достаточно сомнительно, что ВИНК могут быть заинтересованы в выведении НПЗ из своей структуры, т.к. именно обеспечение полного производственного цикла — от добычи нефти до реализации топлива в рознице — позволяет крупным нефтяным компаниям минимизировать издержки и оптимизировать бизнес-процессы в целом, — говорит аналитик. — В числе причин, по которым некоторым ВИНК может быть интересен вывод НПЗ из своей структуры, можно назвать усилившееся в последние годы давление на ценообразование со стороны ФАС, а также необходимость модернизации НПЗ. С выводом НПЗ эти проблемы решаются, но отсутствие собственных нефтеперерабатывающих мощностей ставит нефтяников в зависимость от поставщиков, что несет в себе определенные риски для бизнеса».

«Идея вывода НПЗ из ВИНК мне кажется нелогичной, и она не решит текущих проблем, — считает аналитик ФГ БКС Андрей Полищук. — Во-первых, компании не заинтересованы в продаже своих НПЗ, им самим необходимы дополнительные мощности для покрытия добычи. Лишь у «Башнефти» есть запас мощностей, но и она не готова расстаться со своими перерабатывающими активами».

Дмитрий Трофимов, руководитель департамента оценки и инвестиционного проектирования АКГ «МЭФ-Аудит», напоминает, что владение активами по всей цепочке позволяет получать максимальную маржу и никому от этого отказываться невыгодно. «Более того, ВИНК очень последовательно выстраивали эту цепочку: добывающие активы — перерабатывающие активы — розничный бизнес. Сейчас идет передел активов в розничном бизнесе. В перерабатывающем делить нечего. Не вижу причин, почему ВИНК должны добровольно отказываться от НПЗ», — говорит он.

«Если бы ВИНК были заинтересованы в выводе НПЗ из своих активов, перерабатывающие  мощности уже давно были бы выставлены на продажу. Поэтому государству придется предложить ВИНК нечто существенное в обмен на НПЗ, — полагает ведущий эксперт «Инжиниринговой компании «2К» Сергей Воскресенский. — Возможно, это распределение ресурсов или изменение налогообложения. Однако, учитывая консервативность Минфина, второй вариант маловероятен».

При этом, по мнению аналитика, далеко не факт, что за счет смены собственника повысится эффективность и конкуренция на рынке переработки. «В России сравнительно немного НПЗ, которые ориентированы на определенный регион. Поставки топлива с одного НПЗ в другой регион, учитывая масштабы страны — весьма проблематичны, что является наследием плановой экономики СССР. Иными словами, при смене собственника НПЗ будут производить тот же объем топлива, для тех же рынков, — говорит Воскресенский. — Впрочем, у ВИНК не будет возможности пользоваться трансфертным ценообразованием, что, возможно, сделает более прозрачным ценообразование на оптовом и розничном топливных рынках. Тем не менее, деятельность НПЗ, учитывая высокий уровень монополизации, по-прежнему будет находиться под пристальным вниманием ФАС. Таким образом, вывод из ВИНК переработки может положительно отразится на внутреннем топливном рынке, но новая схема должна работать под жестким контролем государства».

Не менее важен и вопрос цены за «выводимые» НПЗ, а также наличие потенциальных покупателей. «Претендентов на российские НПЗ найти будет непросто, — считает Сергей Воскресенский. — Во-первых, необходимы значительные средства на выкуп активов. Во-вторых, нужно будет получить гарантии заполнения имеющихся мощностей, то есть договариваться с нефтяными компаниями. В-третьих, нужны будут дополнительные средства на модернизацию НПЗ — ввод новых экологических стандартов подразумевает существенное увеличение глубины переработки. В-четвертых, необходимо быть готовым к жесткому контролю со стороны государства. При таких условиях наиболее эффективным собственником НПЗ может быть само государство».

Андрей Полищук считает, что возможен вариант покупки НПЗ госструктурой, к примеру «Роснефтегазом». «Но принципиально ничего не изменится: стоимость сырья для этого НПЗ не будет дешевле, а даже, возможно, будут проблемы с покупкой необходимого объема нефти на российском рынке. Если НК лишатся возможности увеличения маржи за счет экспорта нефтепродуктов, им проще будет экспортировать сырую нефть. НПЗ придется платить те же акцизы, которые и стали одной из причин роста цен на АЗС, — отмечает аналитик. — Насколько эффективной будет инвестиционная программа по модернизации НПЗ и увеличению глубины переработки госструктурами, тоже немаловажный вопрос. Именно увеличение глубины переработки российских НПЗ может решить проблемы дефицита светлых нефтепродуктов на внутреннем рынке РФ. Если независимые НПЗ будут реализовать нефтепродукты по заниженным ценам, тогда неясно, из каких источников будет финансироваться модернизация заводов. ВИНК, по крайней мере, могут компенсировать падение маржи внутреннего рынка экспортом нефти и нефтепродуктов и тем самым обеспечить инвестиционную программу модернизации заводов».

Фактически сейчас в министерствах обсуждается вопрос о борьбе с самим принципом вертикальной интегрированности. Однако разумно ли отменять ВИНК в нефтяной отрасли в принципе? «Мне кажется, что не очень разумно, говорит Роман Беседовский. — Наличие на рынке ряда ВИНК упрощает для государства контроль за нефтяной отраслью и возможности ее регулирования при сохранении достаточного для функционирования сектора уровня конкуренции. При этом вертикальная интеграция позволяет нефтяным компаниям более оптимально распределять финансовые потоки, инвестируя, в том числе, затратные проекты с длительными сроками окупаемости. Так что разделение ВИНК не так уж и очевидно. Однако, определенная демонополизация газовой отрасли бы, возможно, не помешала — хотя бы по структуре текущей конъюнктуры нефтяной отрасли».

Новости партнеров




Масло выведут «под арбитраж»

Пока власти определяются со сроками введения нового норматива для растительных масел, крупные масложировые холдинги в срочном порядке изыскивают средства на модернизацию. Путь, который ЕС проходил в течении 14 лет, российский бизнес должен пройти максимум за пять лет

«Эксперт Северо-Запад» начал прием заявок на премию «Эксперт года-2020» 18+

Станьте экспертом года в одной из 20 отраслевых номинаций. Подайте заявку на бизнес-проект, общественную или культурную инициативу — и получите признание делового сообщества. Совет премии по доброй традиции возглавил Михаил Пиотровский

РСХБ удвоил поддержку птицеводов-экспортеров

В прошлом году Россельхозбанк выдал экспортерам мяса птицы около 56 млрд рублей, это более чем вдвое превышает показатели 2018 года

«В гонке онлайн-банков мы догнали лидеров»

Председатель совета директоров СКБ-банка Александр Пумпянский — об оптимальной доле онлайн-операций, затратах на онлайн-банкинг и будущем цифрового банкинга
Новости партнеров

Tоп

  1. Вирус бедности: что предстоит лечить правительству
    Нынешний кризис от предыдущих отличается тем, что источники шоков — не экономические. Ключевую роль в нынешней ситуации, в отличие от того, что происходило в 2008 или 2014 году, играет социальная составляющая
  2. У меня уже был коронавирус? Как узнать и что делать?
    Симптомы Covid-19 разнообразны, и медленный подсчет зараженных во многих странах невольно наталкивает на мысль, что многие, возможно, уже переболели коронавирусом, даже не зная об этом
  3. Чудеса устойчивости
    Ситуация на финансовых рынках мира постепенно стабилизировалась. Мировые индексы оттолкнулись от дна и начали восстанавливаться, хотя волатильность остается высокой, и рост сменяется падением. Тем не менее, никаких признаков паники уже нет, и особенно на этом фоне относительной стабильностью выделяется российский рынок
Реклама