Битва за клиента

Москва, 04.05.2011

Замедляющийся темп

Сегодня АвтоВАЗ опубликовал итоги продаж в апреле. Реализация автомобилей Lada в России за последний месяц составила почти 56,2 тыс. штук. Всего же по итогам четырех месяцев 2011 года АвтоВАЗ сумел продать на внутреннем рынке без малого 185 тыс. машин.

Если оценивать динамику реализации автомобилей Lada, то очевидно, что темп роста продаж снижается по мере того, как российский авторынок отдаляется от катастрофичного периода первого квартала 2010 года. Так, если сравнивать продажи Lada в 2011 году с аналогичным периодом прошлого года, то сбыт ВАЗа вырос на 48,1%. Апрельские же результаты превосходят показатель прошлого года лишь на 6,5%. Разница легко объяснима — в марте прошлого года была запущена госпрограмма утилизации, которая уже в апреле привела к двукратному росту продаж Lada. Лишившись эффекта низкой базы, реализация тольяттинских малолитражек уже не может демонстрировать столь резкий рост.

Что касается структуры продаж АвтоВАЗа, то здесь лидерство сохраняет семейство Lada Kalina — по итогам четырех месяцев 2011 года в России продано 46,3 тыс. автомобилей (рост на 9,2%). На втором месте флагман тольяттинского автогиганта — Lada Priora, с показателем 41,6 тыс. штук (+17,5%). «Бронза» досталась «классике», которая разошлась в количестве 39 тыс. машин (+73%). Четвертое место у Lada Samara — 31,7 тыс. автомобилей (+ 2,1%). Замыкает рейтинг Lada 4X4. Внедорожников продано 17,8 тыс. штук (+ 32,1%).

Ветер перемен

Нынешние позиции АвтоВАЗа на российском рынке, в общем-то, не вызывают сомнений у аналитиков и экспертов. Лидерство в экономклассе обеспечивает тольяттинскому автогиганту долю рынка примерно на уровне 27%. Однако сохранить ее в перспективе 5-10 лет будет не так просто. Это признают и на самом заводе. По оценке вице-президента по программам и продуктам ОАО «АвтоВАЗ» Юга Демаршелье, к 2017 году доля Lada снизится до 24%, но при этом сам рынок и физический объем продаж тольяттинских машин серьезно вырастет. Топ-менеджер прогнозирует, что через шесть лет реализация ВАЗа составит 985 тыс. машин (с учетом производства на «ИжАвто» — и вовсе 1175 тыс. штук) в год.

При этом Демаршелье отмечает, что модельный ряд Lada к 2017 году будет полностью обновлен. На четырех платформах АвтоВАЗ планирует запустить 20 новых моделей (сейчас соотношение — 5/14). В 2011-2013 годах в Тольятти появятся модели Granta (на платформе Kalina), R90 и F90 (на платформе В0), а также будет проведен фейслифтинг Lada Kalina. Второй этап — 2014-2016 годы. В этот период на конвейере появятся BM-Hatch, New Priora (которая станет ключевым семейством для АвтоВАЗа), а в 2016 году будет возрожден проект С. На третьем этапе — после 2016 года — появятся внедорожники New 4X4 и автомобили B-Cross и C-Cross. «В результате выручка от продаж, несмотря на снижение рыночной доли, вырастет со 138 до 405 млрд рублей в год, — говорит Юг Демаршелье. — Это вполне реально, но только при условии выхода качества автомобилей на мировой уровень».

Первая ласточка

Первой новинкой в модельном ряду Lada станет Granta, выпуск которой начнется в октябре текущего года. В продаже автомобиль появится в декабре. Официально публике модель представят в августе на московском автосалоне. Технологически процесс производства уже запущен. Проведена вся технико-инженерная подготовка модели, прошлой осенью сформирована панель поставщиков. А с 3 мая АвтоВАЗ прекратил производство автомобиля Lada Kalina в кузове седан, начав в цехе сварки этих кузовов перенастройку оборудования в рамках подготовки к производству нового бюджетного автомобиля Lada Granta. После модернизации оборудования, которое завершится 15 мая, выпуск седана Lada Kalina будет прекращен. Между тем производство Lada Kalina типа хэтчбек и универсал продолжится.

Lada Granta, по замыслу маркетологов АвтоВАЗа, должна стать автомобилем номер один на российском рынке по соотношению «вместимость—цена». Длина машины составит 4260 мм, а ценники будут стартовать с уникальной отметки в 220 тыс. рублей. Автомобиль будет оснащаться 8- и 16-клапанными двигателями объемом 1,6 л в сочетании с механической или автоматической коробкой передач. По компонентной базе Granta на 70% станет преемницей Kalina, 30% деталей — новые.

Угрозы внутренние и внешние

Планы АвтоВАЗа вполне осуществимы, считают аналитики, однако рекомендуют учитывать и ряд рисков. «Уникальность Lada — в низкой цене и развитой инфраструктуре сервисно-сбытовой службы, — говорит директор автоторговой фирмы „Старт-М” Денис Воронцов. — Однако у АвтоВАЗа растут серьезные конкуренты по обеим позициям в лице иностранных концернов, открывших производство внутри России. Второй момент — рост себестоимости, обусловленный постоянным удорожанием энергоносителей, сырья и комплектующих».

Эти же риски отмечают и сами топ-менеджеры тольяттинского автозавода. Вице-президент по закупкам АвтоВАЗа Дамир Кашапов на конференции поставщиков автогиганта заявил, что есть угроза опережающего роста цен на сырье и компоненты. При этом он отметил, что дальнейшее повышение розничных цен на Lada для компенсации падающей рентабельности невозможно без существенного риска потери конкурентоспособности. В качестве решения проблемы он предложил поставщикам совместными усилиями снизить до конца 2011 года стоимость комплектующих на 3%.

Президент ОАО «АвтоВАЗ» Игорь Комаров, говоря о главных рисках, отметил растущую роль на внутреннем рынке так называемых «нашемарок». Автомобили иностранных брендов, собираемые внутри страны в режиме промсборки по 166-му постановлению правительства РФ, продолжают наращивать рыночную долю, заявил он. А вчера его слова подтвердили эксперты «АСМ-холдинга», проанализировавшие авторынок России по итогам первого квартала 2011 года. Продажи легковых автомобилей в этот период выросли на 77,7% и составили 494,5 тыс. единиц, констатируют аналитики. Абсолютный рост продаж отмечен во всех сегментах рынка, но при этом наблюдалось заметное перераспределение их долей в пользу произведенных в стране иномарок при некотором сокращении долей остальных сегментов — в первую очередь нового импорта.

Продажи отечественных автомобилей выросли с 78,9 до 137 тыс. штук, но их рыночная доля потеряла 0,7 п.п., сократившись с 28,4% до 27,7%. Продажи иномарок российской сборки выросли со 102,2 до 199,8 тыс. штук, а их доля увеличилась с 36,7% до 40,4%. Совокупная доля продаж легковых автомобилей, собранных в России (отечественных и иномарок), составила 68,1% рынка против 65,1% в январе—марте 2010 года.

Продажи импортированных новых иномарок увеличились на 62,7%, до 156,2 тыс. единиц, но их доля на рынке сократилась на 2,9 п.п., до 31,6%. Ввоз подержанных машин корпоративными клиентами утратил сколько-нибудь заметную роль на рынке. На подержанный импорт пришлось всего лишь 0,3% рынка против 0,4% годом ранее. Несмотря на положительную динамику рынка легковых автомобилей в январе—марте 2011 года, сравнение с итогами продаж за первые три месяца 2008 года, когда было продано 703,4 тыс. машин, свидетельствует обо все еще имеющем место отставании от докризисного уровня продаж на 29,7%. С другой стороны, следует отметить постепенное сокращение этого разрыва: месяцем ранее его величина составляла 35,4%.

Новости партнеров

Новости партнеров

Tоп

  1. Выплаты на детей споткнулись о прошлые доходы
    Из-за коронавируса ежемесячные пособия на детей в возрасте от 3 до 7 лет вводятся на месяц раньше. Если не возникнет проблем с выдачей в регионах, то уровень бедности среди семей с детьми в этом возрасте может сократиться на 26%. Мера своевременная, но условия получения этих выплат вызывают вопросы у нуждающихся семей.
  2. ЦБ принял трудное, но единственно верное решение
    В условиях кризиса Банк России решил отложить ужесточение выдачи ипотеки в зависимости от долговой нагрузки граждан
  3. Миннесота в огне
    В Миннеаполисе четвертый день продолжаются беспорядки, вызванные убийством полицейскими безоружного афроамериканца
Реклама