Каникулы закончились

Вадим Пономарев
4 мая 2011, 17:33

Один из крупнейших автомобильных заводов страны – «Ижавто» (Удмуртия) – начал полноценное производство вазовской «семерки». Таким образом, если все пойдет по плану, ижевский завод, простоявший почти два года, в этом году произведет около 100 тыс. автомобилей.

Фото: ИТАР-ТАСС
«Ижавто» начал производство Lada 2107 по «полному циклу»

Мощности ижевского автомобилестроительного завода позволяют производить на нем 220 тыс. автомобилей в год. Причем это хорошее оборудование, по ряду параметров превосходящее аналогичное на самом крупном отечественном автозаводе – АвтоВАЗе. Первоначально завод входит в структуру концерна «Ижмаш», затем его владельцем стала самарская бизнес-группа СОК, которая, по мнению Следственного комитета при МВД России, довела его до банкротства, и завод за долги достался Сбербанку, который сейчас передает его АвтоВАЗу.

Естественно, вся эта чехарда с собственниками «Ижавто», углубленная кризисом 2008 года, благотворно повлиять на работу ижевского завода не могла. Тем более что из собственных разработок ижевских автомобилестроителей «прижилась» только одна – пикап «Иж 2717» (в просторечии – «пирожок»), который и то в последние годы делался не на базе ижевской «Оды», а на базе тольяттинской «четверки». Остальные же мощности владельцы завода пытались загрузить сборкой корейской Kia и все той же нестареющей вазовской «классикой».

В итоге весной 2009 года «Ижавто» был объявлен банкротом и в таком состоянии пробыл до осени прошлого года, покуда правительство не решило, что новым собственником ижевского автозавода должен стать АвтоВАЗ. Тольяттинский же автогигант решил, что лучше всего будет перенести в Ижевск производство «семерки». Позиция в принципе понятная – тольяттинская «классика» и раньше неплохо продавалась, а благодаря программе утилизации «автохлама» и вовсе пошла в гору – за первые четыре месяца продажи LADA 2105/2107 производства АвтоВАЗа превысили 39 тыс. (+73% к аналогичному периоду прошлого года). Аналогичную динамику продемонстрировала и «четверка», выпускаемая подразделением Сбербанка – Объединенной автомобильной группой (ОАГ) на мощностях Ижевского автозавода. В марте ОАГ реализовала 3526 автомобилей ВАЗ-2104, поставив таким образом абсолютный рекорд продаж «народных универсалов» ижевского производства за последние пять лет. «В марте мы имели оптимальный запас автомобилей, как на собственном складе готовой продукции, так и в региональных центрах хранения, что и позволило поставить рекорд продаж», – подчеркнул начальник центра ситуационного анализа группы Виктор Лашкарев.

Программа утилизации легкового автохлама в этом году закончится, а «классика» останется. Март-апрель АвтоВАЗ тестировал производство «Ижавто» на предмет выпуска «семерок» и с начала мая начал полноцикловое производство этой модели в Ижевске. В мае там планируется произвести 3150 штук Lada 2107, в июне – не менее 6 тыс. автомобилей этой марки. В целом же по году «Ижавто» должен произвести около 50 тыс. «семерок». При этом, как подчеркивает пресс-служба АвтоВАЗа, их реализацией будет заниматься сам тольяттинский автозавод.

Для ижевского предприятия это означает двукратный рост производства (сейчас под управлением ОАГ оно выпускает Lada 2104 и Иж-27175). С 20 апреля на нем в две смены начал работать цех сварки автомобилей Lada, с 25 апреля – цех окраски кузовов, с 10 мая на двухсменный режим работы перейдет также цех сборки автомобилей Lada и остальные производственные подразделения завода.

За первые три месяца штат предприятия увеличился с 2,6 тыс. до 3,4 тыс. человек. В апреле было принято еще 700 новых рабочих. «Автозавод продолжает развиваться, ежемесячно наращивает темпы производства, поэтому нам постоянно требуются новые сотрудники, и это в подавляющем большинстве – рабочие специалисты», – говорит директор по персоналу и административным вопросам «Ижавто» Мухамед Беков.

Еще почти 2 тыс. новых рабочих мест должно создать на ижевском автопредприятии производство автомобилей стратегического партнера АвтоВАЗа – альянса Renault-Nissan. В начале года представители альянса говорили о планах в 2011 году собрать в Ижевске около 10 тыс. автомобилей. Региональные власти надеются, что к 2015 году «Ижавто» выйдет на уровень производства 300 тыс. машин в год, а численность его персонала превысит 10 тыс. человек.