Оборонка адаптировалась

Москва, 21.06.2011

Дорога в Северодвинск из Архангельска занимает больше часа. Трасса не гладкая, но на фоне многих других российских дорог вполне сносная. Сбоку ведется прокладка газопровода — до конца текущего года, уже пообещал архангельский губернатор Илья Михальчук, северодвинскую ТЭЦ с угля переведут на «голубое топливо». В городе, правда, по поводу столь оптимистичных сроков лишь пожимают плечами… Особенно на градообразующем предприятии ПО «Севмаш».

Проехав стеллу, символизирующую въезд в прежде закрытый город (на месте бывшего контрольно-пропускного пункта, чуть ли не в том же строении, сейчас работает кафешка), попадаешь в этакое типичное для регионов России «индустриальное пространство». Город-завод, каким создавался Северодвинск в предвоенные годы, остался таковым и в новое постиндустриальное время... По бокам дороги в виде распахнутых парусов расставлены рекламные баннеры — выглядят они вполне креативно. На одном из «парусов» — реклама Сбербанка, причем из-за особенностей конструкции стоящая под наклоном, словно бы накренившаяся... Труба теплотрассы — второй спутник дороги, поначалу идущей вдоль цехов предприятия. Местами оклеенная объявлениями, своими изгибами она окромляет путь к заводу. На одном из поворотов трубу украшает надпись «Тепла, удачи, уюта» (с номером телефона). Суть этого объявления осталась для нас, жителей столичных городов, загадочной.

На проходной завода охранник неторопливо проверил паспорта журналистов. Сам город давно «открылся», но его сердце — ПО «Севмаш», крупнейший в России судостроительный комплекс, единственная верфь в стране, на которой уже более полувека строятся атомные подводные лодки для нужд ВМФ, — остается режимным предприятием. Только убедившись в нашей полной благонадежности, автобус пропустили на территорию завода. Наверное, мы бы ее и за день не объехали — на площади более 300 га расположены, точнее, расставлены мудрым инженерным расчетом более 100 подразделений «Севмаша». В целом в них работают более 25 тыс. человек. Здесь есть киоски с продуктами и минеральной водой, волейбольные площадки, тенистые скверы, в которых в обеденный перерыв отдыхают работники. Некоторые, правда, предпочитают загорать на трубах теплотрассы…

Сотрудница «Севмаша» Екатерина, иронично улыбнувшись, сразу предупреждает фотографов и телеоператоров: там, где она запретит, снимать будет нельзя. Последние сетуют, что запрет касается акватории, в которой рядышком стоят вернувшиеся с первых в этом году морских испытаний субмарины «Дмитрий Донской» и «Юрий Долгорукий». Да той части залива, в которой ведется ремонт и переоборудование тяжелого авианесущего крейсера водоизмещением 45 тыс. тонн и длиной 283 метра (бывший российский ТАВКр «Адмирал Горшков») в современный авианосец, проданный Индии. Контракт на его поставку был подписан еще в 2004 году, по условиям сделки корпус корабля предоставляется ВМС Индии бесплатно при условии проведения модернизации на «Севмаше» и оснащении его палубными самолетами российского производства. Сумма сделки составила 1,5 млрд долларов, однако в 2008 году Индия приостановила выплаты, а Россия подняла вопрос о пересмотре объема работ и увеличении стоимости. Новое соглашение о модернизации было подписано в марте прошлого года, при этом стоимость контракта выросла до 2,3 млрд долларов. Швартовые испытания авианосца прошли весной, на ноябрь запланированы морские испытания, окончательная же поставка «Викрамадитьи» (новое имя корабля) индусам состоится в декабре 2012 года. Согласно требованиям индийской стороны, корабль будет переоборудован специально для морской версии истребителей МиГ-29, стоящих на вооружении ВМС Индии на авиабазе в Гоа.

Посещение завода началось с визита в музей. Его директор без ложного пафоса и с явным удовольствием неторопливо рассказала о том, как строилось это предприятие, чем оно занималось в военное время и как дошло до жизни сегодняшней. Гордиться есть чем: с 1939 года «Севмаш» построил 45 надводных кораблей и 163 подводные лодки (из них 128 — с ядерной энергетической установкой). Сейчас здесь строятся атомные подводные крейсеры нового поколения, оснащенные баллистическими ракетами. Испытания в море головного корабля проекта 955 «Юрий Долгорукий» уже завершаются, следующий корабль этой серии — АПЛ «Александр Невский» — готовится к выводу из цеха. В стапельном цехе строится субмарина «Владимир Мономах», заложенная 19 марта 2006 года. 15 июня 2010 года состоялся торжественный вывод из цеха атомной многоцелевой подводной лодки «Северодвинск», на церемонии присутствовал президент РФ Дмитрий Медведев. В специально оборудованной под кинозал комнате нам показали видеофильм о «Севмаше», где этот торжественный момент, естественно, не был обойден вниманием. По бокам комнаты стояли серванты с хрустальной посудой — когда-то «Севмаш» делал и мебель, и хрусталь…

Сейчас основной портфель заказов, кроме традиционной «оборонки», формируется со стороны нефтяников и энергетиков. К примеру, «Севмаш» делает оборудование для добычи нефти и газа, прежде всего на шельфе Арктики. В 2007–2008 годах построены и сданы заказчику — норвежской компании Moss Mosvold Platforms AS — две плавучие полупогружные платформы, на которых может размещаться буровое, энергетическое и другое оборудование. А первая российская морская ледостойкая стационарная платформа «Приразломная» — сооружение для работы в Печорском море, заказ «Газпрома», выполнявшийся почти 10 лет, — прошлой осенью была перевезена на 35-й судоремонтный завод в Мурманск. «Заключительный этап работ было решено провести там, поскольку порт там не замерзает и он глубже северодвинского. В Заполярье на платформе проведут пуско-наладочные работы и балластировку — в основание платформы зальют бетон», — рассказывал журналистам генеральный директор компании «Газпром нефть шельф» Александр Мандель. По плану уже в этом году на платформе планируется добыть первую нефть. По оценке специалистов «Севмаша», то, что они сделали для «национального достояния», — уникально, поскольку платформа представляет собой практически плавучий нефтеперерабатывающий завод.

Показали нам и машиностроительный цех «Севмаша». Здесь делают транспортные упаковочные комплекты для хранения и транспортировки отходов ядерного топлива атомных подводных лодок, надводных кораблей ВМФ, ледоколов и АЭС. В обеденный перерыв в цеху было тихо, рабочие отдыхали на редком для местных краев полуденном солнце. В других цехах на «Севмаше» строят производственные и жилые модули для работы в условиях Севера, а также гражданские суда различного класса и назначения (с 1990 года сделано уже более сотни буксиров, мини-балкеров, понтонов, барж и рыборазводных заводов). Недавно «Севмаш» выполнил заказ по строительству большой яхты «под ключ». Имя заказчика сотрудники пресс-службы предприятия не раскрывают…

Но, пожалуй, самый экзотичный объект, расположенный на территории завода, — Никольский собор (бывший Николо-Корельский монастырь). Он почти примыкает к гаражам и каким-то производственным боксам, располагаясь на берегу Никольского устья Белого моря. Монастырь имеет древнюю и интересную историю. Он был основан в конце XIV — начале XV веков преподобным Евфимием Корельским, который был известен своей просветительской деятельностью среди корелов и других коренных народов Крайнего Севера. Точную дату основания монастыря назвать сложно, но в прошлом году отмечалось его 600-летие, причем именно тогда купола, снятые в советские годы, вновь засверкали на солнце. В годы СССР обитель была приспособлена под колонию для малолетних преступников, затем в ней разместились первостроители «Севмаша» (здесь было общежитие, отдел кадров стройки, комитет комсомола, почта), которые жили даже в алтаре. Примечательно, что древний объект помог инженерам построить и некоторые объекты завода и Северодвинска. Грунты здесь болотистые, сваи в них могли просто утонуть. Изучив особенности фундамента монастыря, простоявшего в подобных условиях несколько веков, инженеры обнаружили: сосновые балки были замурованы в непроницаемый глиняный панцирь, который и сохранял дерево от порчи. Этот опыт был использован при строительстве, например, северодвинской ТЭЦ — объекта, без которого работа столь огромного предприятия в суровых условиях была бы невозможна.

Столь уникальное расположение — по сути, за «колючей проволокой» — предопределяет состав паствы собора. В основном, рассказал его наместник иерей Александр Шестаков, сюда ходят работники «Севмаша». Некоторые — даже в обеденный перерыв (по четвергам здесь всегда проходят богослужения). Тем не менее монастырь входит в состав епархии РПЦ. 22 августа 2009 года здесь отслужил всенощное бдение патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Для желающих попасть на тот исторический молебен жителей Северодвинска, Архангельска и других городов, не имеющих пропусков на «Севмаш», от проходной возили специальные автобусы — чтобы соблюсти режим. Восстановление храма, правда, ведется очень медленно. Что заметно невооруженным глазом: стены внутри обители еще несут на себе печать советского варварства. На вопрос, помогает ли собору «Севмаш», иерей Шестаков с улыбкой заметил: «Насколько мне известно, спонсорская помощь сейчас нужна самому заводу».

У партнеров

    Новости партнеров

    Tоп

    1. Курс доллара пробил невероятный уровень
      Курс доллара пробил невероятный уровень
    2. Лидер прошедшей в Европарламент партии из Нидерландов сделал громкое заявление по катастрофе MH17
      Лидер прошедшей в Европарламент партии из Нидерландов сделал громкое заявление по катастрофе MH17
    3. Зеленский впервые высказался по поводу «Северного потока-2»
      Зеленский впервые высказался по поводу «Северного потока-2»
    Реклама