«Трилогия очков» итальянской авангардистки

21 июня 2011, 13:26
Фото: Carmine Maringola
«Трилогия очков» Эмма Данте

Новый спектакль «Трилогия очков» в постановке авангардного режиссера с Сицилии Эммы Данте сыграли с 15 по 19 июня на сцене Центра имени Мейерхольда в рамках проходящего в столице Международного театрального фестиваля им. А. П. Чехова.

«Трилогия очков» — спектакль долгий, длящийся три часа, и речь в нем о грустном: бедности, старости и болезни. Словом, обо всем том, о чем мы всегда боимся говорить, стараемся не замечать, хотя вот оно, рядом, и никуда никогда не денется.

В этом спектакле Данте реализует основную задачу театра: показывает зрителям то, чего они никогда не заметят сами. Поэтому актеры всех трех отдельных новелл, из которых составлена ткань спектакля, носят очки: герои пьесы, к слову, написанной самой Эммой Данте, либо слепы, либо очень плохо видят. «Все главные герои спектакля носят очки, чтобы защититься от мира и смотреть на него так, как они сами пожелают. В каждом из них воплощается та сторона жизни, которую они отрицают и не хотят видеть», — рассказала режиссер.

В первой части «Святая вода» больной старик тоскует об отнятом у него море. В «Замке Циза» (вторая часть названа по имени католического приюта для неизлечимых) странноватые монахини хлопочут вокруг больного аутиста Никола, то ли пытаясь исцелить его, то ли издеваясь. И никто не удивляется, когда «чудо об исцелении расслабленного» в конце оказывается фантазмом. В третьей части — «Танцоры» — вроде бы речь заходит о любви, но такой странной: вдова и тень, точнее пиджак, ее мужа начинают танцевать танго двух одряхлевших людей. Но этот танец благодаря ожившим воспоминаниям оборачивается буйными плясками молодости. В начале 2000-х Эмма Данте получила несколько престижных премий Ubu, в 2004 году сделала спектакль для Венецианской биеннале и получила предложение открыть сезон в «Ла Скала» постановкой «Кармен».