Зачем люди оставляют чаевые?

Москва, 21.06.2011
По просьбе «Эксперта Online» компания OMI задала респондентам три вопроса о том, оставляют ли они официантам на чай, сколько — и для чего, собственно?

Иллюстрация: picvario.com/Russian Look

Гэри Бэльски и Томас Гилович в книге «Психологические ловушки денег» приводят следующую версию того, как появился обычай оставлять чаевые. В Англии XVIII века хозяева кофеен предлагали посетителям кидать мелочь в специальную банку с надписью «Для обеспечения расторопности» (To Insure Promptness, TIP). Так, на уровне конкретного английского заведения общепита работала невидимая рука рынка: вместо того чтобы лично надзирать за работой официантов, хозяева предоставляли стимулировать обслугу клиентам. Неудивительно (если историки правы), что чаевые появились на родине Адама Смита.

Теория происхождения чаевых отчасти объясняет, для чего на чай дают в наше время, однако, не вдаваясь в детали, это объяснение устраивает далеко не всех академических экономистов. Да и посетители ресторанов, даже те, кто соблюдает этот обычай, нередко признаются, что не понимают, почему должны переплачивать еще 10% или около того сверх суммы заказа.

Не понимают, но все равно переплачивают. По результатам опроса, проведенного методом online, 90% взрослых россиян всегда или, по крайней мере, обычно оставляют чаевые. В США, согласно книге Бэльски и Гиловича, так поступают 94%.

64% россиян обосновали чаевые благодарностью за хорошее обслуживание, 18% — тем, что «так принято». Только 9% объяснили свое поведение желанием материально помочь официанту. Тогда как в США мотив «из жалости» (что бы под этим ни понимать) указали 30% респондентов, 54% — «в зависимости от качества обслуживания». Таким образом, россияне чаще, чем американцы, объясняют чаевые как плату за услуги, но реже проявляют сантименты и накидывают к счету, чтобы материально помочь официанту.

 graph450-300.jpg Источник : OMI, Эксперт Online
Источник : OMI, Эксперт Online

По размеру чаевых россияне делятся практически поровну на тех, кто соблюдает неписанное правило «десяти процентов», и тех, кто старается и обычай соблюсти, и при этом сэкономить. 45% либо оставляют чаевые в размере менее 10% от суммы заказа, либо некоторую фиксированную сумму менее 100 рублей. Другие же 55% дают 10–15% от заказа и более или же 100–200 рублей и более.

У партнеров




    О подходах к цифровой трансформации металлургических предприятий

    Курс на цифровизацию металлургических предприятий сохранится и в 2020 году. Такие лидеры отрасли, как «Норникель», «ММК», «НЛМК», «Северсталь», «Евраз» уже начали реализовывать инвестиционную программу и делать конкретные шаги к цифровому будущему

    «Норникель»: впереди десять лет экологической ответственности

    Компания впервые представила беспрецедентную стратегию на десять лет, уделив в ней особое внимание экологии и устойчивому развитию

    Мы хотим быть доступными для наших покупателей

    «Камский кабель» запустил франшизу розничных магазинов кабельно-проводниковой и электротехнической продукции

    «Ни один банк не знает лучше нас, как работать с АПК»

    «На текущий момент АПК демонстрирует рентабельность по EBITDA двадцать процентов и выше — например, производство мяса бройлеров дает двадцать процентов, а в растениеводстве и свиноводстве производители получают около тридцати процентов», — говорит первый заместитель председателя правления Россельхозбанка (РСХБ) Ирина Жачкина
    Новости партнеров

    Tоп

    1. Курс доллара: следующая неделя может стать самой важной в этом году
      Инвесторов тревожит состояние торговли и намеки на слабость американской экономики. Результат – ослабление американской валюты и худшая с октября неделя.
    2. Может статься, России не нужен газовый контракт с Украиной
      В прогнозе о заключении соглашения с Украиной премьер-министр Дмитрий Медведев сослался на Ильфа и Петрова
    3. Экспериментальый налог платят четверть миллиона человек
      Госдума РФ распространила эксперимент по взиманию налога с самозанятых еще на 19 регионов России. До сих пор он проходил в четырех, включая Москву
    Реклама