РазВИНКчивания не будет

Москва, 22.06.2011
Ситуация на российском рынке нефтепродуктов остается сложной. Потребители продолжают жаловаться на завышенные цены, имеет место и нарушение антимонопольного законодательства, заявил замглавы Федеральной антимонопольной службы Анатолий Голомолзин.

Иллюстрация: Эксперт Online

«Биржевые торги не соответствуют требованиям рыночных условий, предложение нефтепродуктов на них не является регулярным, имеет место заключение крупных сделок, что означает, что фактически сделки являются адресными», – пояснил чиновник. Он напомнил, что ФАС решила возбудить два дела по отношению к биржевым площадкам по признаку нарушения статьи 17 закона «О защите конкуренции». «Нас не устраивает ситуация, когда нам регулярно приходится восстанавливать условия конкуренции, возбуждая дела о нарушении антимонопольного законодательства. Нам хотелось бы, чтобы работал нормальный рынок, ценообразование формировалось рыночным образом», – сказал Анатолий Голомолзин.

В ФАС считают, что на биржах должен в регулярном режиме продаваться определенный объем, который бы позволял обеспечить ликвидность рынка. Размер лота должен гарантировать участие в торгах широкого круга участников, чтобы сделки не носили адресный характер. Крупные сделки, которые сокращают ликвидность биржевых торгов, должны быть исключены.

В то же время, по словам Голомолзина, «разделять ВИНК (вертикально интегрированные нефтяные компании) и выделять из них НПЗ, на наш взгляд, нецелесообразно». Говоря о предложениях ФАС, замглавы ведомства отметил: «Мы говорим о том, чтобы организационно обособить и не допускать торговлю в оптовом и розничном звене (со стороны ВИНК)». По его словам, этого вполне достаточно для развития конкуренции на внутреннем рынке.

«Насколько я понимаю, не было однозначной решимости Минэкономразвития отделить НПЗ от ВИНК – это было лишь одно из рабочих предложений, направленных на попытку нормализовать ситуацию на российском топливном рынке, – говорит Роман Беседовский, управляющий фондом „Финам нефтегаз”. – Однако, видимо, правительство считает достаточным некое законодательное ограничение компетенций использования НПЗ нефтяными компаниями на внутреннем рынке, понимая их интересы на внешних рынках. В общем, думаю, что угроза миновала, так и не материализовавшись во что-либо конкретное».

Анастасия Соснова, аналитик «Инвесткафе», напоминает, что речь идет о давно задуманном отделении сбытовых сетей АЗС от ВИНК. «Логика такая, что владельцы сетей АЗС будут конкурировать между собой в закупках и цене на топливо, а значит, и цена на АЗС будет „рыночной”, – говорит она. – Однако не факт, что цена упадет, ведь зависимость от оптовых цен, назначаемых ВИНК, никто не отменял. А вот качество топлива из-за желания автозаправщиков увеличить свою маржу, вполне может снизиться».

«Мне кажется, это сложная задача, но выполнимая, – считает Роман Беседовский. – ВИНК, конечно же, такой подход не устроит, так как фактически их годами отлаженный бизнес стремятся сильно видоизменить, ограничив возможности получения прибыли. Учитывая мощное нефтяное лобби, может быть принят некий „организационный” вариант, который устраивал бы все стороны этого процесса».

Тем не менее, в ФАС считают полезным выделение резервных мощностей НПЗ, принадлежащих ВИНК, для переработки сырья независимых производителей. «Наиболее реализуемый вариант – предоставление независимым производителям мощностей ВИНК. Однако вариант собственного НПЗ для независимых не должен исключаться», – сказал Голомолзин. Он напомнил, что есть предписание, по которому ВИНК должны предоставлять нефтеперерабатывающие мощности независимым компаниям. «Но нет института, который бы это контролировал», – добавил он.

«Решение о выделении резервных мощностей НПЗ, как и вывод заводов из ВИНК, мне кажется нелогичным и не решит текущих проблем, – полемизирует аналитик ФГ БКС Андрей Полищук. – Во-первых, компании не заинтересованы в выводе мощностей своих НПЗ, им самим необходимы дополнительные мощности для покрытия добычи. Лишь у „Башнефти” есть запас мощностей, но и она не готова работать по давальческой схеме и стремится заполнить НПЗ собственной нефтью».

Аналитик полагает, что в случае реализации идеи принципиально ничего не изменится – стоимость сырья не будет ниже и, возможно, будут проблемы с поставками. «Если ВИНК лишатся возможности увеличения маржи за счет экспорта нефтепродуктов, им проще будет экспортировать сырую нефть. Независимые поставщики будут платить те же акцизы, которые и стали одной из причин роста цен на АЗС, – считает Полищук. –Насколько эффективным будет инвестиционная программа по модернизации НПЗ и увеличению глубины переработки госструктурами, тоже немаловажный вопрос. Будут ли ВИНК заинтересованы в инвестировании в НПЗ, если часть вложенных средств им придется делить с независимыми поставщиками?» По мнению аналитика, только увеличение глубины переработки российских НПЗ может решить проблемы дефицита светлых нефтепродуктов на отечественном внутреннем рынке.

«Думаю, что инструменты для реализации этой идеи еще не придуманы, поскольку тариф на переработку для сторонних поставщиков у ВИНК будет выше, а значит – независимые производители слабо смогут конкурировать с ВИНК на оптовом рынке, – также сомневается Анастасия Соснова. – Именно поэтому государство периодически возвращается к идее строительства отдельного НПЗ для независимых производителей».

«Идея вполне реализуема, хотя требует тщательной проработки в части регламентации работы ВИНК с независимыми производителями. Основная задача – чтобы это было не только на бумаге, а работало в реальности, то есть независимые участники не были ограничены в своих правах, – говорит Роман Беседовский. – На ценовую динамику это способно оказать влияние, но только в том случае, если речь будет идти о достаточно больших объемах использования резервных мощностей принадлежащих ВИНК НПЗ».

Говоря о стабилизации отечественного рынка нефтепродуктов, замглавы ФАС отметил, что считает нецелесообразным дальнейшее существенное повышение акцизов на нефтепродукты, так как оно является одной из причин роста цен на бензин на внутреннем рынке России. «Это по сути налог на потребителей: они (акцизы) оказывают прямое влияние на цены, – пояснил он. – По нашим оценкам, каждая ступенька повышения акцизов приводит к росту цен (на нефтепродукты) на 6-8%».

Напомним, что акцизы на нефтепродукты с января 2011 года выросли от 29% до 2,3 раза в зависимости от вида топлива, что стало одной из причин роста цен на бензин на внутреннем рынке страны. «Суть предложений ФАС в том, чтобы если цена (нефти) меняется в диапазоне от 90 до 130 долларов (за баррель), то при 130 (долларах) акцизы должны снижаться до уровней периода, предшествующего повышению акцизов», – уточнил Анатолий Голомолзин.

По мнению Романа Беседовского, в данном предложении есть определенная логика, поскольку снижение ставки акциза в случае роста исходного сырья позволит частично нивелировать увеличение себестоимости производства нефтепродуктов. «В любом случае данное предложение может быть весьма интересно как правительству, так и участникам рынка. Однако идея достаточно сложна с точки зрения реализации в случае высокой волатильности и резкого роста или снижения цен на нефтяном рынке», – считает аналитик.

«Полагаю, что цены на топливо устанавливаются с учетом влияния многих факторов, но акцизы как раз – фактор, значимый лишь для независимых автозаправщиков, тогда как влияние их на цены от ВИНК не так существенно, – считает Анастасия Соснова. – Хотя вкупе с выделением АЗС из ВИНК реализация этой идеи, наверное, была бы эффективной».

«Сейчас в стоимости одного литра АИ-95 до 4,40 рубля составляют акцизы. Если акцизы вернутся на прежний уровень, то в одном литре акцизы составят около 2,9 рубля. Но при росте цен на нефть до 130 долларов за баррель НДПИ увеличится до 185 долларов с тонны, что почти на 53% выше уровня при цене на нефть в 90 долларов за баррель, – подсчитывает Андрей Полищук. – Абсолютная величина НДПИ в стоимости одного литра увеличится примерно на 1,4 рубля. Таким образом, снижение акцизов при росте цен на нефть будет полностью компенсировано повышением НДПИ. При этом не стоит забывать, что стоимость бензина включает в себя также затраты на переработку, транспортировку, содержание АЗС, маржу оптового и розничного рынка, НДС и налог на прибыль. Темпы роста, конечно, снизятся, но все же при цене на нефть в 130 долларов за баррель литр АИ-95 в среднем по России будет стоить дороже 30 рублей».

Новости партнеров




Масло выведут «под арбитраж»

Пока власти определяются со сроками введения нового норматива для растительных масел, крупные масложировые холдинги в срочном порядке изыскивают средства на модернизацию. Путь, который ЕС проходил в течении 14 лет, российский бизнес должен пройти максимум за пять лет

«Эксперт Северо-Запад» начал прием заявок на премию «Эксперт года-2020» 18+

Станьте экспертом года в одной из 20 отраслевых номинаций. Подайте заявку на бизнес-проект, общественную или культурную инициативу — и получите признание делового сообщества. Совет премии по доброй традиции возглавил Михаил Пиотровский

РСХБ удвоил поддержку птицеводов-экспортеров

В прошлом году Россельхозбанк выдал экспортерам мяса птицы около 56 млрд рублей, это более чем вдвое превышает показатели 2018 года

«В гонке онлайн-банков мы догнали лидеров»

Председатель совета директоров СКБ-банка Александр Пумпянский — об оптимальной доле онлайн-операций, затратах на онлайн-банкинг и будущем цифрового банкинга
Новости партнеров

Tоп

  1. У меня уже был коронавирус? Как узнать и что делать?
    Симптомы Covid-19 разнообразны, и медленный подсчет зараженных во многих странах невольно наталкивает на мысль, что многие, возможно, уже переболели коронавирусом, даже не зная об этом
  2. Китайская экономика пошла на поправку, но по-прежнему остается в минусе
    Фабрики и заводы возвращаются к работе, однако скорость восстановления замедляют ограничительные меры Пекина, направленные на борьбу с потенциально возможной второй волной эпидемии, которая может прийти из-за границ Поднебесной
  3. Россию переводят на ручное управление
    Кризисная ситуация, спровоцированная пандемией коронавируса, требует перехода к прямому госуправлению. Соответствующие полномочия Правительство России получило. Совет Федерации на внеочередном заседании принял пакет законов по экстренным мерам, необходимым для борьбы с последствиями распространения коронавируса. Документы отправляются на подпись президенту РФ и вступят в силу с момента опубликования
Реклама