Очередной подход к Джексону-Вэнику

Анна Королева
корреспондент Expert.ru
24 июня 2011, 15:16
Фото: AP
Барак Обама

Президент США обратился к конгрессу с просьбой предоставить России статус нормального торгового партнера уже в этом году. Причем сделать это, по мнению Барака Обамы, надо до того, как РФ завершит переговоры о вступлении во Всемирную торговую организацию. Как передает Reuters, такое заявление сделал помощник представителя США на переговорах по вопросам международной торговли и ВТО Крис Уилсон. «Очевидно, что Россия намерена завершить процесс вступления в организацию и стать полноправным членом ВТО до конца года», — сообщил чиновник.

Уилсон отметил, что администрация сделает все, чтобы обеспечить положительный итог голосования по этому вопросу в конгрессе. Как считает американский президент, если Россия получит статус нормального торгового партнера до вступления в ВТО, американские компании-экспортеры смогут сразу получить все преимущества, которые получат иностранные компании после присоединения к ВТО России.

Помощник представителя США на переговорах по вопросам международной торговли и ВТО добавил, что стране в самые короткие сроки необходимо аннулировать поправку Джексона-Вэника, чтобы нормализовать торговые отношения между США и РФ. Эта поправка принята в 1974 году и была направлена на то, чтобы увязать торговлю с политикой России в области эмиграции. Поправка Джексона-Вэника запрещает предоставлять режим наибольшего благоприятствования в торговле, предоставлять государственные кредиты и кредитные гарантии странам, которые нарушают или серьезно ограничивают права своих граждан на эмиграцию. Поправка также предусматривает применение в отношении товаров, импортируемых в США из стран с нерыночной экономикой, дискриминационных тарифов и сборов.

На сегодняшний день товарооборот между США и РФ остается очень низким. По информации Федеральной таможенной службы РФ, за первые четыре месяца года (последние доступные данные) внешнеторговый оборот между нашими странами составил 7,9 млрд долл., что на 43,7% выше, чем в аналогичный период прошлого года. Темпы роста впечатляющие, однако по объему торгов с Россией Америка значительно уступает странам ЕС (94,2 млрд долл.)

Доступ на российский рынок для Америки – очень актуальный вопрос. И, судя по всему, в надежде улучшить экспортные возможности США Обама будет прикладывать массу усилий, чтобы отменить мешающую развитию этого направления поправку. Другой вопрос, что разговоры об ее отмене ведутся уже давно, однако никаких реальных шагов в этом направлении пока не делалось. Под силу ли будет решить эту задачу нынешнему американскому президенту, который и по более насущным вопросам не может договориться с конгрессом?

Наверняка при обсуждении проблемы мы услышим от американских конгрессменов много «хорошего» о нашей стране – как справедливого, так и нет. Не забудут России указать на соблюдения прав человека в России и несвободный политический режим Путина и Медведева. Однако сам процесс обсуждения американскими законодателями данного вопроса грозит в принципе остаться просто сотрясанием воздуха и политическими дебатами. Как напоминает Денис Барабанов, начальник аналитического отдела ИК "Грандис Капитал", на действие поправки Джексона-Вэника с 1989 года введен мораторий, так что ее отмена – это лишь формальность, политический момент, который может быть выгоден только Обаме в предвыборной гонке.

«Поправка Джексона-Вейника – это анахронизм, существующий в законодательстве США. Обсуждать её нет смысла, поскольку она существует только на бумаге, а на практике не применяется уже долгие годы. Это – тоже своего рода «запасной инструмент» политики США, который словно пожарный огнетушитель, должен по правилам пожарной безопасности висеть в застеклённом шкафчике, несмотря на то, что его срок годности истёк пять лет назад», – говорит директор аналитического департамента ИГ "Норд-Капитал" Владимир Рожанковский.

Пока переговоры по вступлению России в ВТО упираются не только в поправку Джексона-Веника, добавляют в аналитическом отделе Fibo Group. В вопросе входа Москвы во Всемирную торговую организацию еще существуют более сложные вопросы – реакция Грузии, к примеру, или положение АПК внутри страны. Однако, по словам экспертов, тот факт, что президент США Барак Обама затронул данный вопрос, видится положительным – пока больше в политическом разрезе. РФ важно закрыть темы со вступлением в ВТО до конца текущего года: это будет для властей серьезной политической победой и усилением экономических позиций России на мировой арене.

Между тем, как указывает Денис Барабанов, традиционно считается, что при вступлении в организацию страдают производители, ориентированные на внутренний рынок, которые сейчас «защищены» пошлинами. Но эффект будет 50 на 50 как минимум. В долгосрочной перспективе большинство заградительных барьеров для России вредны, они ведут к упадку промышленности и не стимулируют конкуренцию и международное разделение труда. «Несмотря на все барьеры, Россия так и не смогла превратиться в передовую державу, оставаясь лишь экспортером сырья. Основной первоначальный удар придется на сельское хозяйство (но здесь, очевидно, будет длительный переходный период, что нивелирует негативный эффект от вступления), производителей товаров легкой и пищевой промышленности. Выиграют – импортеры и потребители. Реальный же вред или пользу от вступления России в ВТО надо будет смотреть по итоговым договоренностям, например длине переходного периода, и т.п.», – говорит эксперт.

При вступлении в ВТО оговариваются условия вступления с каждой страной, напоминает и Николай Солабуто, управляющий активами УК БКС. В этих условиях могут быть прописаны и даже сохранение защитных барьеров для отраслей экономики вступающей страны. Так сейчас Россия сохранит высокие ввозные пошлины для защиты некоторых отраслей экономики, таких как автопром. Для других отраслей, которые менее пострадают, предусмотрен период входа это 5-7 лет. В течение которого так же будут сохраняться защитные барьеры.

Поэтому, считает эксперт, вступление в ВТО не принесет осложнений для российских компаний, напротив, откроит для них много западных рынков. В основном все это затевалось для поддержки металлургов, на которых и сейчас приходится 15% экспортной выручки (65% нефть и газ), а после вступления доля однозначно увеличится. А это довольно таки много, учитывая и тот факт ухода от превалирования в экспорте энергетического сырья в экономике России. Но самое главное – выиграет потребитель, с вступлением в ВТО в Россию расширится ассортимент товаров, снизится на них цена. Из-за возросшей конкуренции и российские производители станут снижать цены. Снизится инфляция, и мы уже не будем жить в стране, где рост цен считается естественным.

«Вот если бы мы открыто отказывались от вступления в ВТО, тогда нам могли «пришить» статус «торгового манипулятора» и регулярно вкатывать различные санкции и эмбарго. Поскольку Россия формально не отказывается от этого, то, с одной стороны, нас особо не за что наказывать (даже в пресловутой истории с европейскими бактериологическими огурцами Евросоюз должен был ехать в Москву «на поклон к царю», тогда как если мы были членами ВТО, то после решения Онищенко с нами бы никто церемониться не стал), а с другой – мы вольны продавать и покупать то, что считаем нужным и по нужным нам ценам, что в ситуации ползучего глобального кризиса должно восприниматься как благо, а не как ущемление прав», – считает Владимир Рожанковский.

Все что касается вступления России в ВТО и улучшения ее международных судебно-партнерских перспектив, полагает эксперт, по-прежнему окутано туманом, из которого выхода пока что не видно. Очевидно, что российские власти делают вид, что они разочарованы и встревожены очередным затягиванием Западом в принятии этого, как мы слышали, важного для нас решения. На самом деле Россию текущая половинчатая ситуация устраивает на все 100%: формально мы не отказываемся быть вместе с «большим миром», и нас вполне устраивает положение при котором мы можем обвинять во всех грехах нерешительность наших западных партнеров.