Президент пообещал регионам развитие

Екатерина Шохина
29 июня 2011, 18:17

Большинство тезисов нынешнего Бюджетного послания далеко не новость. В то же время увеличение доходов и полномочий регионов могут способствовать развитию экономики «нового» типа.

Фото: AP
Президент пообещал регионам больше доходов и полномочий

Президент Дмитрий Медведев обнародовал Бюджетное послание на ближайшие три года.

Политика в части доходов и расходов бюджета определяется целью, а цель нашей бюджетной политики, по словам президента, – «это, конечно, модернизация нашей страны, нашей экономики, создание условий для повышения конкурентоспособности экономики и долгосрочного устойчивого развития».

В ближайшие годы в России должна быть сформирована принципиально новая модель экономического роста. Она должна быть основана на росте частной инициативы, на инновациях, причем не фрагментарных, образцово-показательных, а на массовых инновациях, на эффективной системе публичных услуг, на качественной финансовой и производственной инфраструктуре, конкретизировал свой тезис Медведев.

Для того чтобы переход от сырьевой экономики к инновационной наконец свершился, президент предложил сразу 12 направлений бюджетной политики.

Важнейшей предпосылкой и условием для формирования новой модели экономического роста называется долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы.

«В отличие от стран с более диверсифицированной экономикой, Россия не может позволить себе иметь хронический дефицит бюджета и высокий уровень государственного долга, ставящих национальную экономику в зависимость от внешних условий и „вымывающих” из нее инвестиционные ресурсы, – считает президент. – При высоком уровне цен на нефть необходимо накапливать резервы, обеспечивающие „подушку безопасности” в случае внешнеэкономических шоков. Опыт 2008-2010 годов доказал правильность такого подхода к бюджетной политике».

Большое внимание президент также уделил децентрализации полномочий, в том числе в налоговой сфере и сфере межбюджетных отношений, между федеральным, региональным и муниципальным уровнями власти. «Полномочия, в большей степени отвечающие целям и задачам органов государственной власти субъектов РФ, стоило бы передать на региональный уровень, полномочия, отвечающие целям и задачам органов местного самоуправления, – на муниципальный уровень», – заявил президент. Увеличение полномочий должно также сопровождаться ростом доходов. Доли доходов региональных и местных бюджетов в структуре консолидированного бюджета Российской Федерации должны быть увеличены», – сообщил Медведев. При этом дотации субъектам РФ должны снижаться.

Важным инструментом модернизации должна также стать налоговая система. Компании, работающие в нефтегазовом секторе, в алкогольной и табачной промышленности, должны отдавать бюджету больше, а те, кто трудится в несырьевых отраслях, – меньше.

«Необходимо также ввести в действие начиная с 2012 года новые правила регулирования трансфертного ценообразования в налоговых целях. Кроме того, следует предоставить возможность крупным холдингам исчислять и уплачивать налог на прибыль организаций в целом по консолидированной налоговой базе холдинга, то есть ввести в законодательство Российской Федерации институт консолидированной налоговой отчетности по налогу на прибыль организаций», – заявил президент.

Он сообщил, что налог на недвижимость начнет действовать уже со следующего года.

«По завершении кадастровой оценки объектов капитального строительства необходимо вводить указанный налог по мере готовности тех субъектов Российской Федерации, где такая оценка была проведена, чтобы этот налог можно было начать взимать уже в 2012 году», – заявил глава государства.

Помимо этого, развитию экономики должно будет способствовать реформирование системы госзакупок, активная приватизация (после которой конкурентная среда улучшится), запуск работы российского фонда прямых инвестиций, а также электронный бюджет, который сделает прозрачным исполнение бюджета.

Практически все вышесказанное, безусловно, полезно, однако отнюдь не ново. «О трансфертном ценообразовании, приватизации, налоге на недвижимость, реформировании госзакупок речь идет уже давно – некоторые вопросы обсуждаются с начала 2000-х», – отмечает главный экономист «Тройки Диалог» Евгений Гавриленков.

Важным для экономики можно назвать изменение межбюджетной политики, когда регионы и муниципалитеты получат больше полномочий и доходов. Об этом неоднократно говорили и эксперты, и представители бизнеса и власти. Получая дотации из бюджета, губернаторы и мэры не заинтересованы в развитии предпринимательства у себя в регионе, поскольку результаты экономической деятельности идут прямиком в федеральный центр. Если губернаторы поймут, что благосостояние региона зависит от налогов, которые дает бизнес, они будут стремиться помогать его развитию.

«Дотационные регионы не видят необходимости развивать конкуренцию, пока у них есть трансферты, поэтому децентрализация межбюджетных отношений необходима», – говорит директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич.

Хотя президент и остановился на вопросе сбалансированности бюджета, он не стал поднимать вопрос о контроле за расходами бюджета, которые продолжают расти. Между тем столь расточительная политика может обернуться большой бедой в случае изменения внешнеэкономической конъюнктуры и снижении цен на нефть. «Расходы бюджета сейчас завышены, – говорит Гавриленков. – Сейчас мы можем выйти на бездефицитный бюджет только при цене нефти 120 долларов за баррель. Если цена будет падать, где мы возьмем деньги? Резервный фонд уже опустошен, внешние займы могут обернуться неблагоприятным инвестклиматом, повышением ставок по кредитам для бизнеса и нежелательно высокой долговой нагрузкой, которая ухудшит репутацию России».

При этом расходы растут, как всегда, на «социалку» и оборонный комплекс, а не на экономику и инфраструктуру.