Двинулись навстречу

Вадим Пономарев
3 июня 2011, 17:45

Российский автомобильный концерн АвтоВАЗ и Nissan Motor Company подписали договор о техническом содействии для повышения эффективности производства пластмассовых изделий (ППИ) российского автогиганта.

Иллюстрация: Эксперт Online
Альянс Renault-Nissan начал передавать АВТОВАЗу свои современные технологии производства автомобилей

В течение трех лет японские и российские специалисты будут вместе внедрять в ППИ АвтоВАЗа производственные стандарты восточного партнера альянса Renault-Nissan. Результатом этого, по сообщению пресс-службы АвтоВАЗа, должна стать существенная модернизация производственных процессов и, как следствие, рост производительности ППИ тольяттинского предприятия без привлечения средств на приобретение нового оборудования и оснастки. «Увеличение мощности производства ППИ необходимо АвтоВАЗу в связи с планируемым ростом выпуска автомобилей Lada, а также для изготовления пластмассовых изделий для автомобилей Nissan на платформе «B0» (для этого сегодня готовится первая линия главного конвейера АвтоВАЗа). После модернизации производство сможет выпускать пластиковые изделия для автомобилей Lada, Nissan и Renault», — заявила пресс-служба российского концерна. «Этот проект очень важен для нас. При успешной его реализации мы сможем добиться серьезного повышения эффективности и более чем 30-процентного повышения производительности без серьезных инвестиций. Надеюсь, что этот проект покажет, какие возможности есть у АвтоВАЗа по росту эффективности других производств при технической помощи наших стратегических партнеров», — в связи с этим подчеркнул президент АвтоВАЗа Игорь Комаров. «Мы заинтересованы в том, чтобы работать с российскими поставщиками, выпускающими продукцию мирового уровня. И когда мы ознакомились с ППИ, то увидели, что это производство — одно из самых конкурентоспособных в России: по себестоимости, качеству и срокам изготовления. Мы считаем, что у АвтоВАЗа есть большой потенциал для того, чтобы стать самым эффективным российским производителем автомобилей в России. И Nissan намерен активно сотрудничать с АвтоВАЗом для достижения этой цели», — заявил в ответ исполнительный вице-президент Nissan Motor Company Колин Додж.

Материалы и пресс-формы Nissan позволяют производить отливку из пластика, например бампера автомобиля, за 60 секунд, в то время как сейчас в Тольятти на это тратят вдовое больше времени. Но уникальность этого соглашения в другом — в том, что альянс Renault-Nissan чуть ли не впервые с момента покупки в 2008 году Renault блокирующего пакета АвтоВАЗа решился предоставить своим российским партнерам современные  технологии производства некоторых частей автомобилей. Именное на это рассчитывали в правительстве, благословляя три года назад эту сделку. Французы, купив 25% плюс одну акцию крупнейшего отечественного производителя автомобилей, жестко связали предоставление технологий и инвестиции с увеличением доли альянса Renault-Nissan в уставном капитале АвтоВАЗа до контрольной.

По словам главы Renault Карлоса Гона, Renault-Nissan планирует получить контрольный пакет тольяттинского автогиганта до конца 2011 года, и тогда же, если ориентироваться на слова генерального директора Renault в России Бруно Анселена, в Тольятти пойдут и инвестиции. «Я считаю, и это мое личное мнение, что дискуссию по поводу увеличения нашей доли в АвтоВАЗе необходимо объединить с планом инвестиций. Но это следующий этап. Финансирование как таковое и приобретение акций должны рассматриваться одновременно. Таким образом, мы поймем, кто в каком объеме будет финансировать инвестпрограмму исходя из той доли, которая есть у каждого акционера АвтоВАЗа», — подчеркнул он в недавнем интервью РИА «Новости».

Между тем за пять месяцев этого года продажи АвтоВАЗа в России выросли на 39% по сравнению с январем—маем прошлого года. Конечно, можно было бы это списать на программу по утилизации «автохлама» которая заканчивается в этом году. И действительно, продажи классических «пятерок» и «семерок», на которые обычно и меняли «копейки», «трешки» и «шестерки», выросли на 36,9%. Но на 35% выросли продажи и вазовских внедорожников, а спрос на Lada Kalina вырос вообще вдвое — до 59 249 автомобилей, что, очевидно, должно было произвести впечатление на топ-менеджеров Renault-Nissan.

Вдобавок в России был ужесточен режим промышленной сборки автомобилей иностранного производства. Но, как заявил на этой неделе журналистам директор департамента Минэкономразвития Дмитрий Левченков, американский концерн General Motors по-прежнему намерен расширить свой завод в Санкт-Петербурге и вложиться в модернизацию Горьковского автозавода (общий объем инвестиций — около 1 млрд долларов), а немецкий Volkswagen вложит 900 млн долларов в строительство завода по производству двигателей в Калуге.

Вдобавок для Renault-Nissan, видимо, прояснилась и ситуация с Ижевским автозаводом, который переходит в собственность АвтоВАЗа и становится его новой производственной площадкой. Она уже сейчас  интегрируется в новый план размещения мощностей по увеличению производства и реализации совместных проектов по постановке на конвейер новых моделей. «Перед АвтоВАЗом и альянсом Renault-Nissan поставлена амбициозная задача — запустить в производство семь новых автомобилей за три года. В конце 2011 года — Lada Granta, в первом полугодии 2012 года — минивэн R90 и фургон F90 на платформе B0, в третьем квартале 2012 года — автомобиль Nissan на той же платформе, в 2013 году — ультрабюджетный хэтчбек Lada Granta и еще два автомобиля для Renault на платформе В0», — подчеркнули «Эксперту Online» в пресс-службе АвтоВАЗа.

Исходя из этих соображений, топ-менеджеры Renault-Nissan, очевидно, и решили начать ставить производство пластмассовых изделий на АвтоВАЗе по стандартам Nissan. «Живых» денег, пока доля альянса на тольяттинском автогиганте не дойдет до контрольной, Renault-Nissan, видимо, по-прежнему не даст. Но технологиями поделится.