Локально и дорого

Екатерина Шохина
3 июня 2011, 19:02

Четыре автоконсорциума заключили соглашения с Минэкономразвития о согласии работать в России в рамках нового режима промышленной сборки автомобилей. Инвестиции в автомобильную отрасль превысят 5 млрд долларов.

Фото: ИТАР-ТАСС
Автопром ожидает огромные инвестиции

Инвестиции в автомобильную отрасль в рамках нового режима промсборки превысят 5 млрд долларов. Эта сумма позволит на 80% закрыть потребности россиян в новых автомобилях. Об этом сообщил директор департамента особых экономических зон и проектного финансирования минэкономразвития Дмитрий Левченков.

Минэкономразвития в середине недели сообщило о подписании четырех соглашений с автопроизводителями в рамках нового режима промышленной сборки автомобилей. Общее число производимых моделей на территории России составит около 100 наименований, а объем выпуска приблизится к 2 млн штук в год.

Консорциум АвтоВАЗ-Renault-Nissan-ИжАвто-КамАЗ-Mercedes планирует инвестировать до 2 млрд долларов, Sollers-Ford — 1,2 млрд, Volkswagen — 900 млн, General Motors — 1 млрд долларов. Концерн General Motors будут производить 4 модели, FIAT — 8 моделей. Рекордсменом является Volkswagen, который взял на себя обязательство освоить в рамках нового режима промсборки 11 моделей.

При этом в рамках прежнего режима промсборки останется только концерн FIAT, однако в ответ итальянцы берут на себя «повышенные обязательства» — создать дополнительные мощности (до 120 тыс. авто в год в дополнение к уже имеющимся 22 тыс.), построить завод по производству двигателей и выйти на новые условия локализации производства.

Напомним, что согласно новым директивам, объем крупноузловой сборки не должен превышать 5% от общего выпуска. А через три года 30% двигателей, устанавливаемых на автомобили, должно быть российской сборки.

С 2005 года по настоящее время в России также действует режим промсборки, преимущественно «отверточной». Автопроизводителям за то, что они будут открывать свои сборочные  производства в России были отменены или снижены пошлины на ввоз ряда компонентов в рамках соглашений, заключаемых сроком на 7 лет (для действующих предприятий) или на 8 лет (для создаваемых). За 2006-2010 годы в такие предприятия было инвестировано 4 млрд долларов.

Иностранные автоконцерны пытались «уломать» российских чиновников смягчить требования — производство двигателей, например, осуществляется в считанном количестве стран и далеко не всеми автопроизводителями. Например, автомобиль Peugeot 308 оснащен двигателем BMW.

Вмешались и политики — России вновь пригрозили отсрочить вступление в ВТО.

Однако премьер Владимир Путин и представители Минэкономразвития были непреклонны. По их прогнозам, вклад автопрома в ВВП России к 2020 году составит 2,4%.

Привлекая зарубежных инвесторов, большое внимание надо уделять максимальной степени локализации создаваемых ими в России проектов, — подчеркнул в конце апреля на расширенной коллегии Минфина и Минэкономразвития Владимир Путин.

Начальник управления активами УК ФГ БКС Николай Солабуто считает, что требования российской стороны вполне осуществимы — ничего сверхъестественного в них нет. «Уровень зарплат на подобных предприятиях достаточно высок, что позволяет привлечь к работе хороших специалистов. В том числе и молодых. Поэтому на данном этапе были бы деньги, а все остальное выполнимо», — говорит Солабуто. Что же касается заявленных объемов выпуска, то и это не проблема. «Все модели, заявленные к сборке, относятся к классу бюджетных. На такие авто в России всегда был спрос в объеме 1 200 000 автомобилей в год», — отмечает эксперт.

С ним соглашается и ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. «Выпускать в нашей стране двигатели — реально, — утверждает он. — Так как для этого есть все необходимое: сырье, трудовые ресурсы, а мощности и технологии появятся как раз в результате выполнения условий новых соглашений о промсборке. Потенциал нашего рынка велик, так как уровень автомобилизации страны отстает не только от американских и японских показателей, но также и от стран бывшего социалистического лагеря, не говоря уже о Западной Европе. Кроме того, надо иметь в виду, что никто не требует от компаний, чтобы они выпускали именно такое количество автомобилей. Лишь их мощность должна соответствовать заявленной, а выпускать они будут столько, сколько будет востребовано потребителями».

При этом, по словам экспертов, список инвесторов в ближайшее время новыми автоконцернами пополняться не будет. «Все кто хотел — заключили договоры. Остальные будут работать на старых условиях пока не закончится договорной срок», — поясняет Солабуто.