Либерализация с подвохом

Алексей Клепиков
1 июля 2011, 17:45

Дмитрий Медведев подписал федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Техосмотр передается из ведения МВД коммерческим центрам, а для новых автомобилей эта процедура упраздняется на три года со дня выпуска. Машины (в том числе грузовики до трех тонн), чей возраст составляет от трех до семи лет, должны будут проходить техосмотр раз в два года, для автомобилей старше семи лет ТО будет ежегодным. Закон вступает в силу с 1 января 2012 года.

Фото: ИТАР-ТАСС
Дмитрий Медведев подписал федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств»

В конце апреля, встречаясь с активом «Единой России», президент заявил, что система техосмотра транспортных средств «изжила себя напрочь», и предложил либо отменить ее вовсе, либо сделать беспроблемной для автомобилистов. Талон об исправности машины Медведев назвал «никчемной бумажкой», а ценность процедуры – минимальной, поскольку современному автомобилю проходить постоянный осмотр незачем, а «если это, как принято говорить, ведро с гайками, так оно все равно бумажку получит, но уже другим путем». Новость о возможной отмене ТО воодушевила автомобилистов – специализированные (и не только) сайты наводнились восторженными откликами. Впоследствии президент снизил накал риторики и от идеи тотальной отмены ТО отказался. Но утвержденная им сегодня модель приближает нас к западным стандартам.

«Палочная», то есть привязанная к полиции система ТО из всех европейских стран сохранилась только в Турции. Ее нет не только в США, Австралии и Европе (за исключением уже упомянутого государства), но даже в Белоруссии и Китае. В Евросоюзе функции ТО переданы, как правило, официальным дилерам или частным фирмам, имеющим соответствующую лицензию. При этом машины младше трех лет от техосмотра освобождены почти повсеместно. А, скажем, в Австралии и ряде штатов США техосмотр необходим лишь при постановке машины на учет или смене владельца.

В России также решили, что техосмотром должны заниматься частные специализированные центры. Правда, лицензировать их будет не государство, а Российский союз автостраховщиков. Это, полагают в Кремле, упростит для автомобилистов прохождение формальных процедур – ТО и заключение договора о страховании автогражданской ответственности (ОСАГО) можно будет пройти в одно время и в одном месте. А талон техосмотра, как и предрекал Дмитрий Медведев, станет «никчемной бумажкой», поскольку автовладелец сможет заключить договор ОСАГО только после прохождения техосмотра. Следовательно, полис ОСАГО будет свидетельством прохождения ТО. При этом для автомобилей отменяется институт «прописки» – они могут пройти ТО в любом техцентре страны.

Теперь дело за министерствами и ведомствами. Минэкономразвития должно разработать правила аккредитации техцентров, а Федеральная служба по тарифам – установить предельную стоимость ТО. Каждый субъект РФ сможет корректировать эту цену, но только в сторону снижения. До конца 2014 года автомобилисты смогут обращаться как в действующие сейчас пункты по прохождению техосмотра при ГИБДД, так и в частные центры. Этот переходный период требуется для того, чтобы исключить ситуацию, когда старая инфраструктура ТО уже разрушена, а новая еще не создана. В крупных городах подобного наверняка не произойдет, но в глубинке это вполне возможно. По словам председателя координационного совета Межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслава Лысакова, частные пункты ТО в России уже повсеместно действуют, надо лишь сделать эту практику системной.

Впрочем, подписанный президентом закон, в отличие от его апрельских заявлений, эйфории у автомобилистов не вызывает. Они, в частности, опасаются, что стоимость ТО вырастет в два-три раза (сейчас это порядка 700 рублей). Кроме того, согласно окончательной версии закона, введена плата за повторный техосмотр в случае выявления неполадок (по итогам первого чтения документа предполагалось, что повторный ТО будет бесплатным). А ведь, если, к примеру, наделить авторемонтную мастерскую лицензией Российского союза автостраховщиков, она может умудриться найти массу неисправностей даже в только что купленном автомобиле. Закон, конечно, позволяет получить талон ТО в другом техцентре, но за первичный осмотр там вновь придется заплатить.

Кроме того, относительно либеральные на первый взгляд новации могут привести к таким неприятным последствиям, как навязывание услуг. Например, в сегменте автокредитования подержанных машин у банков наверняка появится соблазн навязывать потенциальному клиенту не только страховую компанию (как правило, аффилированную) с невыгодными тарифами, но и техцентр. Поэтому не исключено, что к реализации нового закона придется подключиться и еще одному ведомству – Федеральной антимонопольной службе.