В поисках себя

Москва, 01.07.2011
В Самаре торжественно отметили 100-летие со дня рождения легенды отечественного двигателестроения – генерала, академика, дважды Героя Социалистического труда Николая Дмитриевича Кузнецова. На созданных им двигателях летают наши космические ракеты, вся стратегическая авиация, с их помощью перекачивает газ «Газпром» и вырабатывается электричество. Но после смерти конструктора (он умер в 1995 году) продолжатели его дела не смогли найти свою нишу в рыночных условиях. Поэтому дальнейшее направление развития самарского двигателестроения будут определять профильные государственные структуры.

Иллюстрация: Эксперт Online

Непутевые наследники

Самым зрелищным элементом празднования 100-летия легендарного конструктора стал пролет на сверхмалой высоте вдоль набережной Самары двух гигантских стальных птиц – стратегических бомбардировщиков Ту-95 «Самара» и Ту-160 «Николай Кузнецов», базирующихся в Энгельсе (Саратовская область). Этот полет был организован в знак признательности Энгельской гвардейской краснознаменной авиационной базы правительству Самарской области за шефскую помощь и в память о Николае Кузнецове, на двигателях которого летает вся стратегическая авиация России.

Он был один из самых «засекреченных» советских конструкторов, которому удалось создать не только уникальные двигатели, за коими и сейчас гоняются американцы, но и организовать их полномасштабное производство в Самаре. Самарский двигателестроительный куст в составе «Моторостроителя» (ранее – завод им. Фрунзе), СНТК им.Кузнецова, СКБМ и еще нескольких «опорных» предприятий разрабатывал и производил двигатели практически для всего семейства самолетов Ту, Ил-62 и Ил-86, экранопланов «Орленок» и «Лунь», военных баллистических ракет и ракет-носителей для мирного освоения космоса, приводов, на которых до сих пор работает половина газоперекачивающих станций «Газпрома».

Однако с начала 90-х годов самарский двигателестроительный комплекс, изначально сориентированный на государственный оборонный заказ, упал в штопор. Серийный завод «Моторостроитель», например, с 1995 по 2005 год не получил ни одного серийного заказа на изготовление двигателей для ракет-носителей серии «Союз», финансирование производства которых шло по программе Роскосмоса. Выпуск стратегических бомбардировщиков Ту-160, двигатели для которых делались в Самаре, был прекращен в 1992 году. Надежда на то, что «Моторостроитель» будет жить на заказы по изготовлению газоперекачивающих агрегатов (ГПА) для «Газпрома», тоже не оправдалась – в тот момент на рынок ГПА «выплеснулось» огромное количество предложений и от зарубежных компаний, и от конкурентов самарцев по отрасли из Перми и Рыбинска (в советское время в каждом из этих городов по соображениям национальной безопасности были также организованы национальные центры двигателестроения). Ситуацию усугубило еще и то, что серийный завод «Моторостроитель» фактически стал частным предприятием, а разработчик – СНТК им.Кузнецова остался в собственности Росимущества, которое, собственно, не особенно понимало, что с этим предприятием делать дальше. В итоге оба предприятия стали драться за заказы газовиков уже между собой, окончательно теряя имидж в глазах «Газпрома». Естественно, что при этом объем заказов «Моторостроителя» и СНТК перестал покрывать расходы обоих предприятий и дефицит средств начал гаситься за счет заемных средств банков и облигационных займов, которые использовались и для рефинансирования уже имеющихся задолженностей, – абсолютно стандартная ситуация для большинства крупных оборонных предприятий, оставшихся без госзаказа, которыми руководили «красные директора» или люди, назначенные Росимуществом управляющими.

Поиски места

С другой стороны, надо понимать и специфику разработки и производства современного ракетного или газотурбинного двигателя. Научно-исследовательские и конструкторские разработки в этой сфере требуют огромного количества денег, которые превращаются в коммерческий продукт через 12- 15 лет. Ни один банк в России даже сейчас не может себе позволить «роскошь» выдать крупный кредит оборонному предприятию с неясными коммерческими перспективами на такой срок. Поэтому было бы неправильно объяснять то, что на рубеже 2006-2007 годов два ведущих предприятия самарского двигателестроительного куста оказались на грани банкротства, только просчетами их тогдашнего менеджмента.

Но они стали первыми, кто в 2007-2008 годах вошел в государственную Объединенную двигателестроительную корпорацию (ОДК), созданную ОПК «Оборонпром» (входит в госкорпорацию «Ростехнологии») для консолидации под крылом государства всех двигателестроительных активов страны. Еще три года у ОДК и «Оборонпрома» ушло на то, чтобы проанализировать нынешнее состояние двигателестроительных предприятий страны и выработать общие контуры компетенции каждого предприятия в новой структуре. Одна из компетенций, например, рыбинского «Сатурна» – координация разработки и производства в рамках ОДК ГПА и газотурбинных электростанций. Эта продукция как минимум должна убедить «Газпром» не отворачиваться от отечественных производителей газоперекачивающих агрегатов, а как максимум – создать в России еще одну инновационную коммерческую отрасль, прибыль от работы которой будет направляться на развитие технологий «двойного назначения». Кроме того, перед «Сатурном» стоит задача обеспечить двигателями региональный самолет Sukhoi SuperJet 100.

Пермский моторостроительный комплекс, еще в конце прошлого века «обошедший» СНТК им. Кузнецова в «постановке на крыло» двигателя ПС-90 (самарцы предлагали для этих же целей свой НК-93, но он даже не закончил летные испытания), специализируется на разработке и производстве двигателей для пассажирской авиации. Сейчас они готовятся к серийному производству нового двигателя ПД-14, который должен поднять в воздух еще одну надежду российского авиапрома – среднемагистральный самолет МС-21.

Самарцам же, еще десять лет назад проигравшим своим отечественным конкурентам гонку за производство гражданской продукции, остается их традиционная сфера – военная. «Компетенция самарских предприятий – стратегическое оружие: двигатели для Ту-95МС, Ту-22М3, ремонт и изготовление двигателя НК-32 для Ту-160. Вторая компетенция – это двигатели для российской космической программы, для обитаемой космонавтики. Все остальное необходимо изучать, оценивать эффективность. Там много экзотики, но мало бизнеса. Надо понять, как эту экзотику совместить с бизнесом», – еще в 2009 году обрисовал перспективы самарской группы двигателестроительных заводов корреспонденту «Эксперта Online» заместитель главы ОДК Илья Федоров. Однако «наследство» Николая Кузнецова и деятельность его последователей не вписываются только в военные рамки.

Открыли закрома

С точки зрения того, что государство в ближайшие 10 лет намерено выделить на оборонный заказ 19 трлн рублей, самарские двигателестроительные заводы работой сейчас будут обеспечены. Представители ВВС России, например, недавно вновь подтвердили, что намерены возобновить заказ на производство стратегических бомбардировщиков Ту-160 и к 2025-2030 году довести их группировку до 30 ракетоносцев (сейчас, по непроверенным данным, она насчитывает 16-18 машин). На каждом бомбардировщике стоят по четыре двигателя НК-32, производство которых уже по новой технологии и на новом оборудовании самарцы должны возобновить к 2014 году.

Резко увеличивает заказ на ракетные двигатели и основной отечественный космический «перевозчик» – самарский «ЦСКБ-Прогресс». В прошлом году впервые за все постсоветское время объем выполненных для него заказов на производство двигателей увеличился сразу на 30%. В этом году заказы по линии Роскосмоса вырастут еще на 15-20%. В конце этого года, как подчеркнул «Эксперту Online» генеральный директор «ЦСКБ-Прогресс» Александр Кириллин, должна также подняться в небо «облегченная» версия ракеты-носителя «Союз» «Союз-2-1в», предназначенная для вывода на орбиту «малых» грузов – до 2,7 тонны, популярность которых, особенно для развивающихся стран, не смог сбить даже кризис (сейчас почти каждая страна хочет иметь на орбите свой спутник). Основу двигательной установки этой ракеты составят двигатели НК-33, которые Николай Кузнецов разработал в конце 60-х годов прошлого века еще для советской «лунной программы». Несмотря на приказ Совета обороны СССР уничтожить уже изготовленные двигатели, дерзкий генерал-академик законсервировал и спрятал их в ангаре одного из филиалов СНТК, где они и пролежали до его смерти. 40 двигателей после этого сразу были проданы американской фирме Aerojet, а в прошлом году ОДК приняла решение возобновить серийное производство НК-33 как для американцев, так и для «ЦСКБ-Прогресс». При этом двигатель, естественно, будет модернизирован специально под легкий «Союз» по трем десяткам позиций, в том числе по электропроводке, приводам, системе зажигания и т.д.

«Право на жизнь», по мнению самарских конструкторов, может получить и последняя разработка Николая Кузнецова – турбовинтовентиляторный двигатель НК-93 взлетной тягой 18 тонн. Его разработка началась в 1985 году, и предназначался он для установки на самолеты Ил-96М, Ту-204П, Ту-214. По мнению специалистов, «двигатель опередил свое время» – инженерные решения, заложенные в нем, в том числе и по экономичности, соответствуют тем двигателям, которые еще только появятся на мировом рынке через 10-20 лет. НК-93 при минимальной доработке может быть готов к серийному производству уже через год-два. Но после массового распространения пермского ПС-90, начала финансирования государством работ в Перми над семейством двигателей ПС-14 и фактически сворачивания программы по производству Ил-96М, у НК-93 в России не стало ни самолетов, на которые можно было бы поставить этот двигатель, ни денег на его доводку. Хотя власти Самарской области по-прежнему уверены в том, что у него есть хорошие коммерческие перспективы. «Этот двигатель уже сейчас востребован на мировом рынке. Нужно довести этот двигатель до уровня самостоятельного коммерческого продукта и продавать его сам по себе, как делают все двигателестроительные корпорации мира», – подчеркнул «Эксперту Online» министр промышленности региона Вячеслав Капустин.

Катается по железным дорогам, раз за разом устанавливая мировые рекорды, и первый отечественный газотурбовоз – локомотив с двигателем НК-361, работающим на сжиженном природном газе. Его полевые испытания начались еще летом 2008 года, и президент РЖД Владимир Якунин неоднократно говорил, что в условиях Севера эти локомотивы за 20 лет работы окупят себя дважды. Однако ни одного контракта на покупку этих машин пока подписано не было. Зато сегодня стало известно, что предприятия самарского двигателестроительного комплекса полностью завершили юридический процесс реорганизации. Вместо СНТК им. Кузнецова, Самарского конструкторского бюро машиностроения НПО «Поволжский АвиТИ» и «Моторостроителя» развивать двигателестроение в Самаре будет одна компания – ОАО «Кузнецов». Хотелось бы надеяться, что под управлением ОДК и «Оборонпрома» она сможет не только реализовать идеи прославленного конструктора в военной сфере, но и получит возможность и государственную поддержку воплотить собственные разработки на коммерческом рынке. Иначе они действительно останутся экзотикой, в разработку которой были вложены немалые деньги.

Новости партнеров







Как столица помогает арендаторам

Почти 18 млрд рублей было выделено из бюджета Москвы в 2020 году на поддержку арендаторов городской недвижимости в связи с пандемией.

Запуск маркетплейса позволит ММК существенно нарастить онлайн-продажи

ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат» планирует в начале 2021 года запустить собственный маркетплейс – электронную платформу, где покупатели смогут заказывать металлопрокат и метизы онлайн

Мировые эксперты представили достижения «Индустрии 4.0» на конференции по цифре

Мировые лидеры цифровой индустрии, ведущие университеты и научно-исследовательские центры представили на конференции достижения в области цифровизации и поделились опытом внедрения разработок в крупных транснациональных и отечественных промышленных компаниях

Аналитики данных захватывают рынок труда

В ближайшие пять лет одной из самым популярных вакансий станет специалист по обработке данных. В целом, для рынка это не новость, а вот для молодых специалистов, получивших образование совсем в других областях – большой вызов

Мясо вместо танков

Поставки российской сельскохозяйственной продукции за рубеж уже превысили доход от экспорта оборонно-промышленного комплекса. О том, как Россельхозбанк поддерживает это наступление, рассказывает первый зампред правления банка Ирина Жачкина

Живучий Honor для всей семьи

Производитель мобильных и носимых гаджетов Honor выводит на российский рынок новый смартфон Honor 10X Lite с блоком камер из четырех модулей и самой быстрой зарядкой, доступной в среднем ценовом сегменте. «Эксперт» разобрался в ключевых особенностях новинки и выяснил, почему стоит обратить внимание на новый смартфон.

«Векторы развития медицинского бизнеса. Быть первым: преимущество или испытание?»


Новости партнеров

Tоп

  1. Доллар упал до двухлетнего минимума
    Американская валюта падает на оптимизме, вызванном новостями о вакцине, и ожиданиях дальнейшего ослабления монетарной политики в США
  2. Шины покатились вниз
    Пандемия больно ударила по российскому рынку автомобильных шин. Доли российских производителей снижаются под натиском дешевого китайского импорта. Для выживания нашим игрокам надо осваивать новые технологии и пересматривать стратегию маркетинга
  3. Путин поставил многих перед нелегким выбором
    Государственные служащие вплоть до уровня муниципалитетов и некрупных должностей в ряде ведомств, имеющие паспорта других государств либо виды на жительство там, должны будут отказаться либо от второго гражданства, либо от работы в органах власти в России
Реклама