«В период кризиса люди обращаются к Deutsche Welle»

Москва, 15.07.2011
Зачем немецкому государству нужно иноязычное СМИ, почему радио уходит в интернет и как блоги влияют на популярность журналистских ресурсов. Руководитель отдела Восточной Европы и главный редактор русской редакции Deutsche Welle Инго Маннтойфель ответил на вопросы редакции «Эксперта Online».

Фото: пресс-службы

С 1 июля Deutsche Welle прекратила свое радиовещание в России. В марте то же самое сделала Русская служба BBC. Это проявление общей тенденции?

— В России многие подразумевают под радио FM-вещание. Однако Deutsche Welle, как и многие другие иновещательные корпорации, может вещать в России только на средних и коротких волнах. Лицензии на собственной FM-частоте у нас никогда не было. Причин тому много, в том числе и политические, но не только. Поэтому нам приходилось выбирать не между интернетом и радио, а между интернетом и коротковолновым радио. В последние годы мы стали свидетелями неуклонного сокращения числа слушателей короткой волны. А вот число пользователей интернета и конкретно посетителей нашего сайта постоянно растет. В такой ситуации выбор очевиден. Впрочем, на FM-волнах мы все же присутствуем, однако не на собственной частоте, а в эфире партнерских радиостанций, таких, как, например, «Вести FM». Там по утрам и вечерам наши экономические обозреватели комментируют ситуацию на рынках и биржах Европы.

Кстати, у Deutsche Welle были проблемы с частотами в России? BBC в свое время жаловалась чуть ли не на глушение в России.

— У Deutsche Welle никогда не было лицензии на собственной FM-частоте в России. После распада СССР мы активно сотрудничали с партнерскими радиостанциями в российских городах, то есть они ретранслировали наши передачи в рамках своих программ. За минувшее десятилетие российский рынок радиовещания сильно изменился — в политическом смысле, а также по структуре и содержанию. Изменился и сам стиль вещания, и правовые рамки. Все это отрицательно сказалось на нашем сотрудничестве с партнерскими радиостанциями. От некоторых партнеров — прежде всего в регионах — мы слышали, что органы власти возражали против их сотрудничества с Deutsche Welle.

Какова была аудитория радиослушателей на коротких волнах?

— Как я уже сказал, число слушателей коротких волн сокращалось из года в год. Причем это глобальный тренд. Исключением являются, пожалуй, только Африка и некоторые регионы Азии. Поэтому мы еще в 2009 году реформировали русскую редакцию и улучшили наш онлайн-контент. Полный отказ от вещания на короткой волне, как мне кажеться, — лишь логическое продолжение реформ, начавшихся два-три года назад. Так что решение уйти в онлайн продиктовано рынком и необходимостью более эффективно использовать имеющиеся средства.

Deutsche Welle получает финансирование из немецкого федерального бюджета. Зачем Германии нужно СМИ, вещающее за рубежом на многих языках?

— Наша страна обладает немалым политическим весом на международной арене, поэтому Германия — то есть немецкое общество — хочет артикулировать свои позиции по важным темам за рубежом. Это и есть основная цель иновещательной корпорации, которой является Deutsche Welle. Кроме того, наша задача — способствовать взаимопониманию между, к примеру, простыми немцами и простыми россиянами. Дружественные отношения на уровне глав государств — это, конечно, хорошо, но этого мало. Я нередко слышу от россиян: мол, немцы слишком мало знают о нашей стране. Частично они правы, но должен сказать, что, когда я читаю или смотрю российские СМИ, у меня складывается впечатление, что россияне тоже слишком мало знают о немцах. Чтобы это изменить, мы и пытаемся «объяснить» Германию, рассказать, как и чем живет общество, почему немцы такие, а не какие-нибудь другие.

Но насколько может читатель и слушатель быть уверен, что СМИ, получающее финансирование от государства, независимо?

— В России нередко путают понятия «государственные СМИ» и «общественно-правовые СМИ». Последних в России не существует, там есть только государственные и коммерческие. Deutsche Welle — это общественно-правовое средство массовой информации. Немецкий парламент предоставляет финансирование. А на повседневную работу редакций правительство воздействовать не имеет права и нет возможности. Deutsche Welle подотчетны не правительству, а немецкой общественности, которую представляет совет по вещанию (Rundfunkrat). Этот совет, в частности, назначает генерального директора и следит за соблюдением основ программной политики Deutsche Welle. В него входят 17 человек — естественно, политики правящих партий и оппозиции как федерального, так земельного уровня, а также медиаэкспреты, представители бизнеса, профсоюзов, церквей, общественных организаций. То есть это срез общества. При этом каждые пять лет члены совета переизбираются. Испытанная временем система общественно-правового телерадиовещания является гарантом качественной журналистики.

Сколько человек работают в русской редакции Deutsche Welle? Все ли сотрудники находятся в Бонне?

— В русской редакции Deutsche Welle работают около 50 штатных и внештатных сотрудников. Штаб-квартира расположена в Бонне. В Берлине у нас есть парламентский корреспондент. Кроме того, мы располагаем разветвленной корреспондентской сетью в Германии и других странах Евросоюза, а также в наших целевых регионах: в России, Белоруссии, на Украине и в странах Центральной Азии.

Последние два-три года вы создавали интегрированную редакцию…

— Интегрированная, мультимедийная русская редакция поставила перед собой цель лучше выполнять свою задачу, то есть лучше информировать нашу российскую аудиторию современными методами — с использованием мультимедийности. Сегодня это в первую очередь означает предоставление информации на мультимедийной платформе в интернете, используя текст, фотографии, аудио и видео.

Насколько в русской редакции важны блоги? Приносят ли они новых читателей, есть ли специально ответственные за блоги сотрудники?

— Блоги и социальные сети для нас очень важны, потому что именно там сконцентрирована важная часть целевой аудитории Deutsche Welle. С российскими блогерами мы начали плотно общаться уже давно — создав международный конкурс блогов и сетевых сообществ The BOBs (www.thebobs.com). Русский язык — один из постоянных языков конкурса, в нашем международном жюри ежегодно заседают известные российские блогеры и интернет-эксперты. Российские пользователи принимают участие в отборе победителей конкурса. Конкурс помогает привлечь внимание блогеров к Deutsche Welle. Кроме того, около двух лет назад мы завели сообщества Deutsche Welle в Facebook и Vkontakte. За эти сообщества у нас отвечает отдельный человек — редактор Social Media. В будущем мы планируем заниматься социальными сетями еще плотнее.

Со стороны кажется, что Deutsche Welle очень активно работает с публикацией фоторепортажей, а также текстовых заметок. Можно ли говорить о том, что некогда вещательная телерадиокомпания переживает превращение в текстовое и иллюстрированное СМИ?

— Статьи и фотогрепортажи — это действительно на данный момент наиболее распространенный жанр в онлайн-СМИ. Однако мы этим не ограничиваемся. Во-первых, мы ежедневно публикуем по несколько видеосюжетов, и в ближайшее время видео на нашем сайте станет больше. Во-вторых, мы продолжаем выпускать ряд популярных аудиоподкастов. И самое главное: интернет ведь не стоит на месте, эта платформа продолжает расти и развиваться, а значит, будут появляться новые форматы, в том числе и на нашем сайте. Например, мы развиваем новые форматы, такие как WebDoc.

Кто вообще является аудиторией Русской службы Deutsche Welle? Изменился ли читатель за последние годы?

— Целевую аудиторию Deutsche Welle на русском языке мы заново проверили три года назад, когда начали проект оптимизации. В принципе мы предлагаем информацию любому, кто умеет читать по-русски, но фактически мы все же информируем определенную социальную группу. Это современные, активные, критически настроенные (в том числе и по отношению к нам) жители России, Белоруссии, Украины и стран Центральной Азии. Они имеют высшее образование, живут в основном в больших городах, многие из них уже бывали за границей. Они интересуются международными темами, в первую очередь — Германией, Европой, а также тем, что об их стране думают здесь, в Европе. Они ценят плюрализм мнений, многообразие источников информации.

Какие темы пользуются особым интересом среди читателей?

— В принципе все темы, которые подходят под описание интересов нашей целевой аудитории (см. мой предыдущий ответ), читаются хорошо. Если же говорить о наиболее обсуждаемых темах, то больше всего отзывов поступают на материалы из разряда «что там (то есть здесь, в Европе) думают о нас». Сейчас очень популярны сюжеты из Белоруссии. Вообще, хочу отметить, что мы фиксируем большой всплеск посещаемости в периоды выборов и кризисов, например — репрессий в Белоруссии, войны в Южной Осетии, российско-украинского газового конфликта. Я это интерпретирую так: в период кризиса и неопределенности люди обращаются к нам, потому что видят в нас независимый и достоверный источник информации и потому что хотят знать мнение Европы, и прежде всего Германии, о происходящем. Предоставлять такую информацию и есть наша задача.

У партнеров




    О подходах к цифровой трансформации металлургических предприятий

    Курс на цифровизацию металлургических предприятий сохранится и в 2020 году. Такие лидеры отрасли, как «Норникель», «ММК», «НЛМК», «Северсталь», «Евраз» уже начали реализовывать инвестиционную программу и делать конкретные шаги к цифровому будущему

    «Норникель»: впереди десять лет экологической ответственности

    Компания впервые представила беспрецедентную стратегию на десять лет, уделив в ней особое внимание экологии и устойчивому развитию

    Мы хотим быть доступными для наших покупателей

    «Камский кабель» запустил франшизу розничных магазинов кабельно-проводниковой и электротехнической продукции

    «Ни один банк не знает лучше нас, как работать с АПК»

    «На текущий момент АПК демонстрирует рентабельность по EBITDA двадцать процентов и выше — например, производство мяса бройлеров дает двадцать процентов, а в растениеводстве и свиноводстве производители получают около тридцати процентов», — говорит первый заместитель председателя правления Россельхозбанка (РСХБ) Ирина Жачкина
    Новости партнеров

    Tоп

    1. Курс доллара: следующая неделя может стать самой важной в этом году
      Инвесторов тревожит состояние торговли и намеки на слабость американской экономики. Результат – ослабление американской валюты и худшая с октября неделя.
    2. Мир переворачивается на наших глазах
    3. Экспериментальый налог платят четверть миллиона человек
      Госдума РФ распространила эксперимент по взиманию налога на самозанятых еще на 19 регионах России. До сих пор он проходил в четырех, включая Москву
    Реклама