Teatro a Corte собрал русских

Евгений Уткин
26 июля 2011, 17:15
Фото: Lorenzo Passoni
OLGA PONA / CHELYABINSK CONTEMPORARY DANCE THEATRE

В этом году международный театральный фестиваль Teatro a Corte отмечал сразу несколько дат. Прежде всего десятилетие своей жизни, отмеченной книгой-альбомом истории фестиваля. Затем 150-летие объединения Италии, причем именно Турин и сыграл в этом в свое время главную роль. И наконец, год российской культуры в Италии и итальянской в России. Именно поэтому на фестиваль приехали многочисленные российские коллективы, так что получилась даже «Российская витрина».

Фестиваль, которым руководит Беппе Навелло, был задуман для того, чтобы соединить старинную архитектуру замков и садов Савойской династии с современным искусством и привлечь побольше туристов — как из Италии, так и со всего мира, и кроме того, поэкспериментировать с новыми формами творчества. Там были уникальные спектакли, почти все впервые представленные в Италии и интегрированные в контекст уникальных исторических памятников, таких как Reggia di Venaria Reale, замок — музей современного искусства Риволи, королевский манеж в Друэнто, замок Монкальери, замок Сантена, который был домом принца Кавур.

Причем несколько спектаклей были созданы специально «под место». Например, по случаю 150-летия объединения Италии Teatro a Corte попросил французский конный театр Théâtre du Centaure создать спектакль специально для Reggia di Venaria Reale с ее прекрасным парком. Так родился спектакль Risorgimento!, в котором лошади знаменитой конной труппы театра гарцуют в парке вместе с пастухами и овцами, создавая незабываемое путешествие в историю Италии.

По случаю года культуры двух стран Teatro a Corte представил совместный итало-российский проект, реализованный вместе с российским Агентством театров танца «Цех» при поддержке министерств культуры России и Италии. В результате удалось создать не только «российскую витрину» на фестивале Teatro a Corte, но и «итальянскую витрину» на фестивале «Цех», который пройдет в декабре в Москве. Открыл «российскую витрину» 7–8 июля в Турине спектакль Punto di fuga («Точка схода»), впервые на итальянской сцене, реализованный итальянской компанией Zerogrammi и костромским коллективом «Компания Диалог Данс» этой зимой в Костроме. Итальянцы вспоминают очень теплую атмосферу российского города, но одной из главных проблем для них была «суровая зима, до –30°».

Этот спектакль — свободная интерпретация трагедии Сенеки «Фиест», возможность поразмышлять на тему власти, борьбы за личное пространство, сложности диалога. Вероятно, костромичи не случайно были выбраны открывать фестиваль в Турине: как в Турине родилась савойская династия, так и в Костроме царская династия Романовых.

Второй встречей с Россией стал спектакль Continuous Interruptions («Пунктиры»), поставленный известным хореографом Ольгой Пона из Челябинского театра современного танца. Впервые представленный в Италии, он имел большой успех. Балет дает взгляд на современную Россию между традициями и изменениями. В нем участвуют 13 молодых танцоров, которые стали протагонистами еще одного события фестиваля — фильма «Танкоград» датского режиссера Бориса Б. Бертрама (Boris B. Bertram), который скрещивает жизнь артистов Челябинского театра современного танца с рассказом о ядерной катастрофе рядом с Челябинском, о которой в течение многих лет нельзя было говорить.

Еще одно интересное имя русских танцев — Татьяна Гордеева, которая работает в «Цехе». В Турине она выступала в дуэте с Евгением Панкратовым со спектаклем «Новая геометрия» (New Geometry), где она обучала танцам «неуклюжего» ученика.

От современного танца до физического театра всего один шаг, и его делает Do Theatre — русская группа, дислоцированная в Германии, которая погружает зрителя в мрачную атмосферу в Upside Down. С этим спектаклем группа выиграла Эдинбургский Fringe Festival. Он навеян знаменитой картиной Рембрандта «Урок анатомии доктора Тюльпа» и Франкенштейна Мэри Шелли.

Совершенно абсурдная атмосфера между мультфильмом и научным экспериментом в постановке Gobo. Digital Glossary российской группы Akhe Engeneering Theatre. Поэтический спектакль, похож на пантомиму. На сцене хаос предметов, механизмов, трубы, проецируемые изображения, лазер, тени и даже кенгуру в боксерских перчатках...

Из мира underground два коротких спектакля: Ultimate Illusion Елены Пришвицыной и Владислава Морозова, путешествие в детские воспоминания, навязчивые идеи и разбитые мечты, и «Непрерывная кривая» (Continuous Curve) Павла Семченко и Максима Диденко. Странная работа на пересечении пантомимы и клоунады с двумя героями, столом, двумя стульями, шариками для пинг-понга и бутылкой воды, из которой можно пить только совершенно странным образом.

Москве посвятила свою работу бельгийская группа Berlin, которая уже с успехом участвовала в прошлом году в фестивале, а в этом году вошла в «российскую витрину». Их перфоманс  #4 Moscow проходит под красным шатром, напоминающим красный нос клоуна. Под живую музыку струнного квартета зрители увидели шесть видео, которые показали современную Москву.

Конечно, кроме российских было множество коллективов из 11 стран (Италия, Россия, Великобритания, Португалия, Франция, Германия, Бельгия, Нидерланды, Австрия, Дания, Чехия).

Восхитительный спектакль Murmures des murs по постановке Виктории Тэрри-Чаплин (Victoria Thierrée-Chaplin) показала Аурелия Тэрри (Aurelia Thierrée), внучка великого Чарли Чаплина (Виктория его дочь). Среди акробатических трюков, фокусов и удивительных сценических образов женщина переживает жизнь других людей, тайно проникая в брошенные квартиры и здания. Настоящей жемчужиной является IETO французской группы с таким же названием. Этот спектакль в течение трех лет собрал более 300 выступлений в 130 различных городах Европы, радуя зрителя балансировкой и трюками со скамейками и веревками. Вот только один из спектаклей пришлось отменить из-за тропического ливня (спектакль проходил под открытым небом).

Кроме дождя, который отменил выступление, пожалуй, все было замечательно. Но, как сказал Беппе Навелло, «мы гарантируем качество фестиваля, а погоду, к сожалению, нет». Формула фестиваля была рассчитана и на туристов — три долгих уик-энда, утром можно посещать многочисленные музеи и просто гулять по городу, а вечером смотреть спектакли фестиваля.

Благо что в Турине действительно есть что посмотреть. Это и богатейший Музей древнего Египта, и церковь, где хранится Туринская плащаница, добытая в Средние века савойскими принцами, Музей кино, Музей автомобильного дизайна (не забываем, что здесь находится завод FIAT) и десятки других музеев.