Из галопа в аллюр

Москва, 26.07.2011
По данным Росстата, потребительские цены на автомобильный бензин в России в январе—июне 2011 года выросли на 10,6%, в июне по сравнению с маем — на 1,7%. В годовом исчислении цены на бензин в России выросли в июне на 15,1%, а в первом полугодии — на 11,6%.

Фото: picvario.com/ Russian Look

Цены на бензин марки АИ-76 (АИ-80) в июне по сравнению с маем выросли на 1,9%, марки АИ-92 (АИ-93) — на 1,7%, АИ-95 и выше — также на 1,7%. Дизельное топливо подорожало на 0,9%. Как отмечает статистическое ведомство, в июне рост цен на бензин был отмечен в 71 субъекте Российской Федерации. Самым значительным он был в Якутии — на 5,1%. В пяти субъектах по сравнению с предыдущим месяцем цены на бензин остались без изменения. Снижение цен наблюдалось в семи регионах, в том числе в Иркутской области на 2,2%. В Москве потребительские цены на автомобильный бензин за прошедший месяц в среднем стали выше на 2,4%, в Санкт-Петербурге — на 1,4%.

Анатолий Вакуленко, аналитик ИК «Финам», указывает, что в июле темпы роста цен на бензин демонстрируют некоторое замедление. «В частности, на прошлой неделе они выросли всего на 0,1%. Мы полагаем, что в свете достигнутых договоренностей правительства и нефтяных компаний и некоторого замедления темпа рост мировых цен на нефть во второй половине года рост цен на бензин существенно замедлится и составит порядка 1,5%», — уверен он.

«Я ожидаю дальнейшего увеличения цен на бензин во втором полугодии, в среднем на 5–10%, — спорит аналитик "Инвесткафе" Анастасия Соснова. — Предположительно возврат Евро-2 не окажет существенного влияния на цену топлива на российском рынке, так как в первую очередь она будет регулироваться дифференцированными акцизами».

С ней согласен аналитик ФГ БКС Андрей Полищук. «Учитывая, что цены на нефть продолжают удерживать высокие уровни, мы ожидаем рост цен на нефтепродукты на внутреннем рынке РФ. Если правительство не будет оказывать давление на российские нефтяные компании, то цены на внутреннем рынке могут увеличиться еще на 5–10% в зависимости от состояния мировых рынков, — отмечает аналитик. — Возврат Евро-2 и заградительные пошлины на экспорт бензина должны стабилизировать ситуацию на внутреннем рынке нефтепродуктов, но это не остановит рост цен, так как продолжают расти налоги для НК. В цену на нефтепродукты входят акцизы, которые с 2011 года увеличились на 30–50% для бензинов и в два раза для дизельного топлива. С ростом цен на нефть на мировых площадках также увеличивается и НДПИ, который напрямую влияет на стоимость нефтепродуктов на заправках. А контроль внутреннего рынка лишь делает невыгодными инвестиции в перерабатывающие активы».

По мнению ведущего эксперта «Инжиниринговой компании 2К» Сергея Воскресенского, критический момент на внутреннем топливном рынке, судя по всему, завершился. «В дальнейшем галопирующих темпов роста цен на бензин, скорее всего, удастся избежать при условии сохранения стабильности на внешних рынках. В то же время ожидать существенного снижения цен на АЗС, даже несмотря на предвыборный год, не стоит», — считает он.

«Топливный кризис показал, что российские НПЗ не готовы к переходу на новые, более жесткие стандарты. Однако правительство лишь отсрочило отмену Евро-3. Поэтому без изменения ситуации в переработке рынок ожидает повторение топливного кризиса, — говорит Воскресенский. — Впрочем, о планах по переходу на Евро-3 было известно давно, однако никаких существенных изменений в переработке нефтяники не сделали — глубина переработки нефти в РФ по-прежнему значительно ниже, чем в Европе: примерно 70% против 90%. Увеличить этот показатель за отведенный срок будет крайне проблематично».

Илья Мороз, генеральный директор компании «Солид товарные рынки», отмечает, что с учетом роста спроса на светлые нефтепродукты, обусловленного увеличением парка автомобилей, вкупе с резким снижением запасов топлива, вызванного вмешательством правительства в вопросы регулирования ценообразования административными мерами, а также последствием выведения из оборота бензинов класса Евро-2, наблюдается существенный дефицит бензинов.

«В разгаре сезон отпусков и сезонное увеличение спроса, полным ходом идет уборочная кампания. На фоне обедненного предложения и ажиотажного спроса мы ожидаем продолжение роста цен на бензин и во втором полугодии, — говорит аналитик. — Кроме того, никто не отменял планы правительства по повышению акцизов. Опыт прошлогоднего повышения акцизов показал что нефтяные компании заранее готовят участников рынка к грядущему повышению: цены на нефтепродукты начали восходящий тренд в октябре 2010 года, практически сразу после объявления о повышении ставок акциза начиная с января 2011-го».

Аналитик полагает, что экстренные меры правительства, направленные на стабилизацию ситуации, не в состоянии резко насытить рынок топливом — это тактические действия, по сути, только по латанию дыр. «Необходимо настаивать на модернизации нефтепереработки и не ослаблять давление в этом направлении. Кроме того, как я неоднократно заявлял ранее, необходимо проявить настойчивость и волю в формировании и развитии рыночной конкурентной среды на рынке, — говорит Илья Мороз. — В первую очередь надо предоставить возможность независимой переработки нефти на всех НПЗ, подключенных к магистралям "Транснефти", и обеспечить контроль за реализацией получаемых нефтепродуктов на биржевых торгах».

А так ли было необходимо спешить с принятием все более жестких бензиновых евростандартов, которые, если отбросить экологические аспекты, по сути, были протекционистской мерой для защиты европейского автомобильного рынка? «Принятие таких стандартов в первую очередь необходимо всем гражданам России, а особенно нашим детям, если мы хотим, чтобы они росли в нормальной экологической обстановке, дышали чистым воздухом и были здоровы», — говорит Илья Мороз.

«Несомненно, новые стандарты носят в том числе и функцию защиты европейского рынка, однако не столько автомобильного, сколько топливного, — полагает Анатолий Вакуленко. — Данные меры вкупе с высокими пошлинами позволяют обеспечить нагрузку европейских НПЗ и, соответственно, обеспечить работой часть населения еврозоны, вынудив страны-поставщики ограничиться относительно низкомаржинальным сегментом сырой нефти. При этом европейские власти проигнорировали даже недовольство многих потребителей, которые из-за перехода на новый стандарт столкнулись с техническими проблемами, отказами и поломками двигателей».

По мнению аналитика, российский переход на евростандарты скорее носит не меркантильный, а политический смысл. «Наши власти, как обычно, стремятся быть большими европейцами, чем те сами. Хотя определенный экономический смысл в этом шаге все-таки есть — переход на евростандарты вынуждает модернизировать НПЗ, что повышает экспортные возможности российских компаний», — отмечает он.

Сергей Воскресенский также отмечает, что повышать стандарты топлива необходимо и не только из экологических соображений. «Эти меры в первую очередь должны способствовать повышению эффективности работы на российских НПЗ, — говорит аналитик. — Однако именно этого и не происходит. Видимо, для этого нужны более жесткие меры».

Новости партнеров




Масло выведут «под арбитраж»

Пока власти определяются со сроками введения нового норматива для растительных масел, крупные масложировые холдинги в срочном порядке изыскивают средства на модернизацию. Путь, который ЕС проходил в течении 14 лет, российский бизнес должен пройти максимум за пять лет

«Эксперт Северо-Запад» начал прием заявок на премию «Эксперт года-2020» 18+

Станьте экспертом года в одной из 20 отраслевых номинаций. Подайте заявку на бизнес-проект, общественную или культурную инициативу — и получите признание делового сообщества. Совет премии по доброй традиции возглавил Михаил Пиотровский

РСХБ удвоил поддержку птицеводов-экспортеров

В прошлом году Россельхозбанк выдал экспортерам мяса птицы около 56 млрд рублей, это более чем вдвое превышает показатели 2018 года

«В гонке онлайн-банков мы догнали лидеров»

Председатель совета директоров СКБ-банка Александр Пумпянский — об оптимальной доле онлайн-операций, затратах на онлайн-банкинг и будущем цифрового банкинга
Новости партнеров

Tоп

  1. У меня уже был коронавирус? Как узнать и что делать?
    Симптомы Covid-19 разнообразны, и медленный подсчет зараженных во многих странах невольно наталкивает на мысль, что многие, возможно, уже переболели коронавирусом, даже не зная об этом
  2. Китайская экономика пошла на поправку, но по-прежнему остается в минусе
    Фабрики и заводы возвращаются к работе, однако скорость восстановления замедляют ограничительные меры Пекина, направленные на борьбу с потенциально возможной второй волной эпидемии, которая может прийти из-за границ Поднебесной
  3. Россию переводят на ручное управление
    Кризисная ситуация, спровоцированная пандемией коронавируса, требует перехода к прямому госуправлению. Соответствующие полномочия Правительство России получило. Совет Федерации на внеочередном заседании принял пакет законов по экстренным мерам, необходимым для борьбы с последствиями распространения коронавируса. Документы отправляются на подпись президенту РФ и вступят в силу с момента опубликования
Реклама