«Булгария» ничему не научила

Антон Меснянко
1 августа 2011, 09:54
Фото: AP
Прогулочный катер, затонувший в результате столкновения с баржей в ночь на 31 июля в районе Воробьевской набережной, поднят на поверхность.

В ночь с субботы на воскресенье на Москве-реке затонул прогулочный катер, на борту которого находились 16 человек. Жертвами инцидента стали девять из них. Эта трагедия произошла спустя всего три недели после крушения теплохода «Булгария» на Волге, в результате которого погибли 122 человека.

По данным МЧС, частный прогулочный катер «Ласточка» около часа ночи на полном ходу врезался в проплывавшую мимо баржу «Ока-5». На борту катера в это время праздновали день рождения гражданина Турции Вайза Небзата. Авария произошла напротив Лужнецкой набережной, в районе метромоста. При столкновении катер разбился и ушел ко дну всего за несколько секунд. Глубина реки в этом месте составляет около 3 м, расстояние до берега — не больше 10 м. От удара некоторые пассажиры попадали в воду, еще несколько человек спрыгнули с катера, когда он стал тонуть. Остальных затянуло в воронку, образовавшуюся на месте затопления. В результате столкновения рубку катера полностью снесло, а само судно оказалось плотно зажатым между баржей и дном реки.

Прибывшие по вызову спасатели вытащили из воды шестерых человек, один добрался до берега самостоятельно. В ходе поисково-спасательной операции, в которой было задействовано 100 человек, водолазы обнаружили восемь тел погибших, еще одного человека найти так и не удалось. Среди жертв кораблекрушения – владелец и капитан «Ласточки» Геннадий Зингер.

Московское межрегиональное следственное управление на транспорте Следственного комитета РФ по факту аварии возбудило уголовное дело по части 3 статьи 263 Уголовного кодекса РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц»). По словам следователей, одной из главных причин трагедии стала перегрузка катера: по правилам эксплуатации он рассчитан на 12 человек, тогда как на его борту в момент аварии находились 16 человек. Из-за этого судно было практически неуправляемым, потому и не смогло уйти от столкновения с баржей. Сотрудники СК изъяли документы на эксплуатации затонувшей «Ласточки» и баржи «Ока-5», а также допросили спасенных пассажиров судна и четырех свидетелей.

Что касается баржи, то, по словам замначальника Главного управления МЧС РФ по Москве Юрия Беседина, она двигалась в одном направлении с катером. В то же время официальный представитель СК РФ Владимир Маркин заявил, что в момент крушения «Ласточки» «Ока-5» была пришвартована. Ее экипаж помог пассажирам катера выбраться из воды.

Следователи выяснили также, что капитан Зингер, чье судно было зарегистрировано на Чукотке, был заядлым нарушителем правил движения на воде. В этом году его трижды штрафовали за превышение количества пассажиров, последний раз – в июле этого года. По этой причине в последнее время он работал только по ночам. При этом спасенные пассажиры заявили, что во время своего последнего рейса капитан был трезв и абсолютно адекватен.

Московская межрегиональная транспортная прокуратура после трагедии организовала проверку соблюдения законодательства о безопасности эксплуатации маломерных судов, в ходе которой будет проверена и деятельность органов Госинспекции по маломерным судам и эксплуатантов судов этой категории. В свою очередь, заммэра столицы по вопросам транспорта Николай Лямов сказал, что власти Москвы подумают над возможностью ужесточения для судов правил нахождения на воде.

Во второй половине дня воскресенья искореженный катер при помощи плавучего крана достали со дна Москвы-реки и оттранспортировали к берегу. Обследование его обломков поможет следователям установить все причины и обстоятельства инцидента. На время проведения работ по подъему катера аварийный участок был оцеплен. Из-за этого речные трамвайчики изменили маршрут следования. К вечеру воскресенья движение судов в районе Лужников было возобновлено.