Как спасти Москву от пробок?

Москва, 17.08.2011
Москва далеко не первый мегаполис, столкнувшийся с транспортными проблемами, и московская ситуация вовсе не исключительна – европейские столицы встали в пробках в 1990-е и теперь с большим или меньшим успехом решают проблему. Из европейского опыта ясно пока одно – войну с пробками нельзя выиграть одним ударом, но ее надо начинать.

Фото: ИТАР-ТАСС

Мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что при решении транспортных проблем российской столицы будет ориентироваться на опыт европейских городов – в частности, Лондона и Парижа.

Московская структура транспортной сети, действительно, наиболее близка к европейскому образцу: российской столице далеко до проблем автомобильной зависимости городов запада США и Австралии, но и о популярности и всеохватности систем общественного транспорта, как в азиатских мегаполисах, приходится только мечтать.

Лондон: в центр на автобусе

Европейские города тоже сталкивались в свое время с проблемами, аналогичными московским. Так, проблема замедления движения или пробок в центральной части Лондона возникла еще в 1980-е годы. Для борьбы с ней был принят ряд мер, включавший в себя строительство новых дорог, инвестиции в общественный транспорт, перепланировку существующих парковок и дорог. Но по-настоящему действенной мерой стала борьба с пробками, за которую взялся в 2003 году тогдашний мэр Кен Ливингстон, чьи заслуги в области оптимизации транспортной системы считаются одним из основных его достижений за время пребывания на посту.

Поразительно эффективным (хотя, конечно же, непопулярным) оказалось внедрение системы сбора платы за въезд в городской центр. Изначально плата составляла 5 фунтов стерлингов по будням с 7 часов утра до 6 часов вечера, за исключением государственных праздников, позднее возросла до 10 фунтов стерлингов. Управление транспорта Лондона (Transport for London) предсказывало, что данная мера позволят сократить количество транспортных средств (за исключением мотоциклов и велосипедов) в установленной зоне на 10-15%, а пробки – на 20-30%. Для оценки пробок был введен коэффициент, представляющий собой разницу в минутах на «автомобиле-километр» между продолжительностью поездки в условиях затрудненного движения и в условиях свободных дорог. Результаты политики превзошли все ожидания: пробки сократились на 30% в первые два года и на 22% в третий год по сравнению с периодом до введения платы. 

И все же, несмотря на все меры администрации Ливингстона и временное облегчение, к настоящему моменту ситуация на лондонских дорогах вернулась практически к своему статус-кво. Скептикам это дало возможность утверждать, что сами меры были неэффективными, на что защитники экс-мэра отвечают, что без этого было бы еще хуже.

Растущее затруднение движения объясняется дорожными работами, которые бесконечно (прямо как в Москве) проводятся в центральной части города. Не стоит забывать также о том, что параллельно принимались другие меры по оптимизации транспортной системы, такие как перепланировка дорог в пользу пешеходов, велосипедистов и автобусов, что не могло не сказаться на ситуации с личными автомобилями.

Количество легковых автомобилей, въезжающих в выделенную зону, как и планировалось, сократилось, в то время как количество пассажиров, въезжающих на общественном транспорте, возросло. Зона ограничения движения личного транспорта была расширена в 2007 году на запад, однако это расширение было отменено новым мэром Борисом Джонсоном после опроса горожан.

 london600-500.jpg Иллюстрация:Transport for London
Иллюстрация:Transport for London

Поскольку рост стоимости автомобильной поездки в центр города привел к тому, что возросло число пользователей общественного транспорта, в этой сфере также были введены значительные изменения. К моменту введения платы увеличилось количество автобусов, они стали ходить чаще, были расширены существующие маршруты и введены новые. Также стали использоваться более вместительные автобусы. По значительной части маршрутов автобусы курсируют в течение 24 часов. Упрощению пользования системой общественного транспорта поспособствовало введение электронного билета «Ойстер» (Oytster), единого для всех видов транспорта. Введение «Ойстера» позволило решить проблему очередей в кассах и на пропускных пунктах. Существует гибкая система скидок для разных социальных групп, билет является индивидуальным и содержит определенную информацию о его владельце.

Были также введены ограничения на парковку автомобилей в центральной части города. Кроме того, что парковка стала теперь очень дорогим удовольствием, ограничения по времени делают парковку на одном месте более чем на два часа практически невозможной.

По закону, вся выручка от платных дорог и парковок в Лондоне должна быть потрачена на транспортный сектор города в течение десяти лет с момента получения платы.

Во время своего визита в Москву мэр Лондона Борис Джонсон посоветовал Сергею Собянину решить проблему парковки и интегрировать различные виды общественного транспорта.

Париж: автоматическое метро

В Париже активная транспортная политика начала проводиться в 2000 году. Планировался ряд глубоких изменений: создание реальной альтернативы личному транспорту за счет повышения качества общественного транспорта, повышение уровня безопасности пользования общественным транспортом, своевременное оповещение водителей о пробках с целью позволить им выбрать альтернативный маршрут, поощрение использования нетрадиционных источников энергии, решение проблем связи городских окраин с центральной частью города, развитие сети велосипедных дорожек с учетом расположения основных центров активности в городе, изменение политики парковки личных автомобилей. Оценка плана, проведенная в 2007 году, показала, однако, что эти цели в основном не были достигнуты, хотя в центральной части города плотность транспортных потоков сократилась примерно на 20%.

В 2009 году президент Франции Николя Саркози приказал разработать план модернизации транспортной системы Большого Парижа. 18 ноября 2010 года в Париже прошла конференция «Большой Париж», посвященная решению транспортных проблем, в которой приняли участие десять международных архитектурных групп. Основными стали два проекта – первый, Arc Express, поддерживали городские власти, так как он охватывал меньшую площадь, чем второй – Grand Paris, уделявший внимание также ближайшим пригородам и потому пользовавшийся поддержкой федеральных властей. В конечном итоге два плана было решено объединить. Согласно разработанному на основе этих двух планов проекту, до 2025 года в транспортную систему города будет инвестировано 32,4 млрд евро, из которых 20 млрд евро пойдет на строительство новых транспортных артерий и узлов. Предполагается строительство к 2020 году в пригородах Парижа автоматического метро, которое облегчит их сообщение с центром и друг с другом, что является одним из основных направлений транспортной политики города. Масштабный план должен стать первой ступенью масштабных социально-экономических реформ в департаменте Иль-де-Франс.

 paris600-500.jpg Иллюстрация: lefigaro.fr
Иллюстрация: lefigaro.fr

И всем по велосипеду

И Париж, и Лондон, таким образом, преследуют цель увеличить долю общественного транспорта и уменьшить или хотя бы замедлить рост количества автомобилей на дорогах. Помимо этого не следует забывать о свойственном европейским городам внимании к проблемам окружающей среды. Многие аспекты транспортной политики, направлены в том числе и на решение этих проблем. Так, введенная в июне 2007 года в Париже система аренды велосипедов, названная Velib, получила признание во всем мире. Арендовать велосипеды можно на автоматических станциях с системой самостоятельной оплаты. Цель программы – поощрение коротких велосипедных поездок: на первые 30 минут велосипед предоставляется бесплатно. Ключом к успеху программы стало оборудование достаточного количества стоянок, что сделало аренду велосипедов по-настоящему простой и удобной. Осуществляется также перевозка велосипедов с перегруженных точек на пустые с помощью специальных грузовиков. Программа организована рекламными компаниями JC Decaux и Publicis, которые получают прибыль, размещая рекламу на велосипедных стендах. Доход от аренды велосипедов, составляющий около 30 млн евро в год, поступает в городской совет.

Схожая программа была запущена в Лондоне в 2010 году. Она получила название Barclays Cycle Hire (аренда велосипедов «Барклайз»), банк Barclays оплачивает проект на 18%. Как и в Париже, велосипед в течение первых 30 минут предоставляется бесплатно. Однако, поскольку в Лондоне подобная схема аренды велосипедов существует не так давно, пока нельзя сказать, окажет ли она значительное влияние на общую транспортную ситуацию, как это произошло в Париже.

У партнеров




    О подходах к цифровой трансформации металлургических предприятий

    Курс на цифровизацию металлургических предприятий сохранится и в 2020 году. Такие лидеры отрасли, как «Норникель», «ММК», «НЛМК», «Северсталь», «Евраз» уже начали реализовывать инвестиционную программу и делать конкретные шаги к цифровому будущему

    «Норникель»: впереди десять лет экологической ответственности

    Компания впервые представила беспрецедентную стратегию на десять лет, уделив в ней особое внимание экологии и устойчивому развитию

    Мы хотим быть доступными для наших покупателей

    «Камский кабель» запустил франшизу розничных магазинов кабельно-проводниковой и электротехнической продукции

    «Ни один банк не знает лучше нас, как работать с АПК»

    «На текущий момент АПК демонстрирует рентабельность по EBITDA двадцать процентов и выше — например, производство мяса бройлеров дает двадцать процентов, а в растениеводстве и свиноводстве производители получают около тридцати процентов», — говорит первый заместитель председателя правления Россельхозбанка (РСХБ) Ирина Жачкина
    Новости партнеров

    Tоп

    1. Может статься, России не нужен газовый контракт с Украиной
      В прогнозе о заключении соглашения с Украиной премьер-министр Дмитрий Медведев сослался на Ильфа и Петрова
    2. Курс евро сильно удивит
      Единая европейская валюта может удивить высокими темпами восстановления в следующем году.
    3. Минфин увеличил расходы на нацпроекты
      Прежде всего, предусмотрен прирост важных с социальной и гуманистической точек зрения расходов по проекту «Демография». Проекты в целом пока находятся в начальной стадии
    Реклама