Не верьте брендам

Москва, 02.09.2011
По данным департамента экономической безопасности МВД РФ, доля подделок под брендовую одежду в России достигает 37%

Фото: AP

МВД подвело результаты операции «Контрафакт», направленной на борьбу с поддельной продукцией, которая прошла в ряде регионов страны весной 2011 года. Как правило, наиболее часто в нашей стране подделывается одежда, игрушки, канцелярские товары, табачная продукция и техника. По информации МВД, сейчас «из предметов парфюмерно-косметических товаров, одежды, бытовой химии и продуктов питания фальсифицированными оказываются от 15% до 30% продукции».

Как сообщили представители ДЭБ МВД, в ходе операций «выявлено около 5 тыс. правонарушений, пресечена незаконная деятельность 73 предприятий и подпольных цехов, производивших контрафактную продукцию, приостановлена незаконная деятельность 70 интернет-сайтов». Основными поставщиками контрафакта в нашу страну являются страны Юго-Восточной Азии (Китай, Сингапур, Индия и др.), а также Болгария, Турция, Польша и Украина. В самой России процент изготовления подделок невысокий.

В последние годы поток контрафакта в Россию значительно вырос. В 2010 году отечественные суды признали свыше 11 млн единиц товаров контрафактными – по данным Высшей школы экономики, в прошлом году рынок контрафакта у нас в стране оценивался в 6% от оборота розничной торговли в стране, или 900 млрд рублей в год. За шесть месяцев 2011 года было выявлено более 5 млн единиц подобной продукции.

Заметную часть контрафакта при этом действительно составляют товары народного потребления: одежда, обувь, аксессуары. Как отметила в интервью «Эксперту Online» главный редактор специализированного отраслевого издания «РИА МОДА» Валентина Кузнецова, за период с 2005 по 2008 год объем нелегального импорта и продукции подпольного производства в структуре продаж на рынке легкой промышленности России снизился с 69,2% до 41,7%. Но в последние годы снижение происходит не столь ощутимыми темпами, несмотря на действия правоохранительных органов.

Проблему надо решать всеми доступными способами на всех уровнях – контрафакт и подделка наносят вред экономике и могут быть опасны для потребителей. «Очевидно, что роль государства в решении проблемы главенствующая. По замыслу правительства, изложенному в стратегии развития легкой промышленности до 2020 года, борьба с контрафактом позволит российским производителям со временем занять эту часть рынка (около 30%), тогда доля продукции российского производства достигнет 50%, что обеспечит экономическую безопасность страны в сфере легкой промышленности», – указывает эксперт.

Правительство может повлиять на ситуацию, соглашается эксперт ИФК «Солид» Эльвира Малахова. Главный удар по контрафакту был нанесен при закрытии крупнейших вещевых рынков в Москве: Черкизовский, Лужники и т.п. За последние десять лет они практически вытеснили торговые центры, где можно приобрести недорогую, но качественную одежду «бюджетных» брендов, в отличие от «черкизона» человек может быть уверен, что эта вещь хоть и сделана в Китае, но произведена на фабрике под контролем европейского владельца торгового знака.

На самом деле доля подделок под брендовую одежду значительно превышает 50%, не соглашается со статистикой управляющий директор ФГ БКС Сергей Данилов, особенно если речь идет о luxury-сегменте. Но, как показывает практика, это не является такой существенной проблемой для компаний-производителей. «Дело в том, что аудитории, которая покупает оригинал и которая покупает подделки, практически не пересекаются. Те, кто покупает сумку Louis Vuitton на рынке за несколько тысяч рублей, прекрасно понимают, что это подделка, поскольку оригинал стоит несколько десятков тысяч. Ну а те, кто покупает оригинал, никогда не пойдут в те магазины, где продается неоригинал. Поэтому ужасной эту ситуацию никак назвать нельзя – если бы компании-производители были остро заинтересованы в борьбе с подделками, ситуация была бы совершенно иной», – считает аналитик.

Во всех развивающихся странах можно отметить высокий объем контрафакта, это признак экономической отсталости – на всякий товар найдется свой покупатель. У нас, указывает Малахова, существуют места так называемой хаотичной торговли: небольшие магазины в местах массового скопления людей, остановки, переходы. Засилье рекламы порождает желание у человека с небольшим доходом обладать брендом, он его и приобретает по сниженной цене. Потребителям же, чтобы обезопасить себя и отличить настоящее от поддельного, нужно перед походом в магазин хотя бы поискать вещь в интернете, посмотреть, как она выглядит на официальном сайте компании, обратить внимание на наиболее заметные отличия и то, как она должна выглядеть: дорогой бренд не позволит себе оставить торчащую нитку на шве.

Впрочем, добавляет Валентина Кузнецова, в предпочтениях потребителя сегодня уже происходят существенные изменения: он хочет приобретать доброкачественную, безопасную для здоровья одежду, он в состоянии определять подмену, но ограниченные финансовые возможности большей части населения не позволяют отказаться от приобретения дешевого и некачественного нелегального импорта, каковым он в своей большей части является.

Покупка подделок – глубокий психологический вопрос, причем как для потребителя, так и для производителя настоящей продукции. И пока они сами не перестанут так или иначе поддерживать торговлю подделками, она будет процветать. По мнению аналитиков Fibo Group, на текущий момент мер, способных противостоять контрафактной продукции, не так много, и все они находятся в области фантастики: ужесточение контроля над рынком, увеличение числа проверок и далее по списку. Ждать решения всех этих проблем придется довольно долго.

У партнеров




    Цена блокировки

    Дело экс-мэра Владивостока Игоря Пушкарева переросло из уголовного в гражданское. Цена вопроса — 3,2 млрд рублей. Пока идет суд, под угрозу поставлена строительная отрасль Дальнего Востока

    Коллектив «Полюса» заработал благодарность президента

    Коллектив компании ПАО «Полюс» получил благодарность президента России Владимира Путина за заслуги в развитии золотодобывающей отрасли и высокие производственные показатели. «Полюс», крупнейший золотодобытчик в России и один из десяти крупнейших в мире, последовательно наращивает объем производства

    Одно из направлений в искусстве

    7-9 ноября впервые состоится Международная форум в области дизайна и архитектуры «Best for Life», который пройдет в Италии. В рамках форума организована премия «Best For Life Award» в области промышленного и цифрового дизайна, архитектуры и визуальных коммуникаций

    Открой #Моспром

    Москвичи и гости столицы стали участниками проекта «Открой#Моспром» и своими глазами увидели работу московских промышленных предприятий. Они посетили крупнейшую в Европе фабрику мороженого «Баскин Роббинс», завод известного на весь мир производителя напитков — Coca-Cola HBC Россия и многие другие точки на карте высокотехнологичной промышленности столицы

    Меньше серы, больше «цифры»

    «Норильский никель» ведет масштабную модернизацию производства, призванную существенно сократить негативное влияние на окружающую среду, и готовит к выпуску новый продукт для инвесторов — токены на металлы
    Новости партнеров

    Tоп

    1. О чем молчит глубинный народ
    2. Рано испугались
      Поддержка рубля закончилась: почти не растущая экономика страны, санкционные риски и опасность рецессии в мире будут давить на нашу валюту. Тем не менее при сохранении текущих условий обвала ниже 70 рублей за доллар никто не ждет
    3. Черная чума Гонконга
      Протесты в Гонконге имеют признаки иностранного вмешательства. Нарастает внутренний гражданский конфликт, а Китай готовит войска
    Реклама