Правительство одобрило проект бюджета

21 сентября 2011, 20:54

Правительство РФ на сегодняшнем заседании одобрило проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов», сообщила замминистра финансов Татьяна Нестеренко на брифинге по итогам заседания.

Согласно законопроекту, дефицит бюджета РФ в 2012 году составит 869,2 млрд рублей (1,5% ВВП), в 2013 году – 1,005 трлн рублей (1,6% ВВП), а в 2014 году – 478,5 млрд рублей (0,7% ВВП).

Прогнозируется, что общий объем доходов федерального бюджета в 2012 году составит 11,789 трлн рублей, расходов – 12,658 трлн рублей. В 2013 году доходы бюджета ожидаются на уровне 12,715 трлн рублей, а расходы – 13,720 трлн рублей, в 2014 году – 14,101 трлн и 14,580 трлн рублей соответственно.

Минфин прогнозирует снижение доходов федерального бюджета до 20,1% ВВП в 2012 году с 20,7% ВВП в 2011 году, с дальнейшим снижением к 2014 году до 19,5% ВВП. Такая динамика, уточняет РИА «Новости», обусловлена ожидаемым уменьшением нефтегазовых доходов федерального бюджета с 10,2% ВВП в 2011 году до 8,5% ВВП в 2014 году при параллельном увеличении ненефтегазовых доходов – с 10,5% ВВП в 2011 году до 11,0% ВВП в 2014 году.

Снижение прогнозируемого поступления нефтегазовых доходов в процентах к ВВП в 2012-2014 годах обусловлено уменьшением цены на нефть и налогооблагаемых объемов экспорта нефти и нефтепродуктов, а также тем, что курс доллара к рублю и налогооблагаемые объемы нефтедобычи будут расти медленнее, чем ВВП.

Увеличение ненефтегазовых доходов федерального бюджета к ВВП в 2012-2014 годах связано в основном с прогнозируемым ростом поступлений по налогу на добавленную стоимость и акцизам. Всего изменения налогового законодательства увеличат доходы федерального бюджета в 2012 году на 198,1 млрд рублей (0,3% ВВП) в 2013 году – на 263,6 млрд рублей (0,4% ВВП), в 2014 году – на 419,5 млрд рублей (0,6% ВВП). Дефицит федерального бюджета будет покрываться преимущественно за счет госзаимствований и средств, поступающих от приватизации госактивов.

В 2012-2014 годы российские власти планируют перейти к восстановлению использованных в период кризиса средств Резервного фонда и его пополнению за счет дополнительных нефтегазовых доходов. Средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) в 2012-2014 годах планируется использовать только в объеме, равном софинансированию формирования пенсионных накоплений граждан.

На изменение расходной части бюджета повлияли такие решения, как передача с 2012 года финансового обеспечения полиции в федеральный бюджет, индексация на 6% денежного довольствия военнослужащих с 1 апреля 2012 года, стипендий для обучающихся в вузах с 1 сентября 2012 года, фондов оплаты труда работников федеральных госучреждений, зарплаты судей и прокурорских работников, федеральных госслужащих с 1 октября 2012 года.

Изменения также связаны с тем, что будут компенсироваться выпадающие доходы соцфондов с учетом снижения на 2012-2013 годы ставки страховых взносов с 34% до 30% (с установлением ставки в 10% для зарплат свыше 512 тыс. рублей в год в 2012 году и 573 тыс. рублей в 2013 году), а для малого бизнеса и некоммерческих организаций, осуществляющих основную деятельность в области социального обслуживания населения, а также благотворительных организаций и организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, – до 20%. На компенсацию выпадающих доходов в связи со снижением страховых взносов предусматриваются бюджетные ассигнования федерального бюджета в 2012 году на сумму 270,5 млрд рублей, в 2013 году – 317,4 млрд рублей.

Будет проведена индексация с 1 января 2012 года на 6%, с 1 января 2013 года на 5,5%, с 1 января 2014 года на 5% расходов на обеспечение выполнения функций федеральных госорганов и обеспечение деятельности федеральных госучреждений, в том числе на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, продовольственного и вещевого обеспечения военнослужащих.

По ряду направлений предполагается снижение объема расходов федерального бюджета. Сокращение расходов на национальную экономику в 2012 и 2013 годах обусловлено в основном сокращением отдельных направлений субсидирования экономики, завершением ряда федеральных целевых программ и объектов капитального строительства, отмечается в документах правительства.

«Снижение объема расходов на жилищно-коммунальное хозяйство обусловлено завершением отдельных мероприятий, в том числе обеспечения военнослужащих служебным и постоянным жильем в 2013 году, ряда федеральных целевых программ, единовременностью субсидии государственной корпорации – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», – говорится также в материалах.

Уменьшение бюджетных ассигнований федерального бюджета на образование в 2013 и 2014 годах вызвано завершением в 2013 году мероприятий по модернизации региональных систем общего образования, а также передачей с 1 января 2012 года обеспечения деятельности профтехучилищ на региональный уровень в связи с переводом финансового обеспечения полиции на федеральный уровень.

Снижение объема расходов федерального бюджета на здравоохранение в 2013 и 2014 годах вызвано в основном тем, что в рамках проводимой реформы здравоохранения денежные выплаты врачам, участковым врачам-педиатрам, врачам общей (семейной) практики, медсестрам, медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов и т.д. планируется осуществлять за счет средств обязательного медицинского страхования.

По другим функциональным направлениям расходов федерального бюджета основным фактором уменьшения их объема является завершение отдельных ФЦП и непрограммной части ФАИП при ограничении вновь начинаемых программ, отмечается в материалах правительства.