Черная метка для IT-индустрии

Сергей Тихонов
30 сентября 2011, 13:56

За три года действия программы правительства по фискальной поддержке IT-компаний в результате повышения страховых платежей с рынка «ушли» более 120 реально работающих предприятий отрасли, или 13% от их общего числа. Экспорт услуг по разработке ПО, на рост которого рассчитывали авторы программы, наоборот, сократился и, как прогнозируют участники рынка, из-за стагнации спроса в странах Европы и США приблизится к нулю уже в следующем году.

Иллюстрация: Эксперт Online
План правительства по фискальной поддержке IT-компаний, реализуемый с 2008 года, оказался неэффективным, поскольку изначально рассчитан исключительно на крупный бизнес

Компании, специализирующиеся на разработке и сопровождении программного обеспечения, после объявления о повышении общей ставки страховых платежей с 26% до 34% единым фронтом выступили с критикой новых мер и заявлениями о скорой кончине всей отрасли. Действительно, как может выжить бизнес, если себестоимость его услуг резко повышают на треть. Ведь оплата труда в структуре затрат IT-предприятий достигает 90%. На правительственной комиссии по бюджетным проектировкам по-быстрому придумали ответ: предприятия этой сферы станут исключением и получат льготы по уплате страховых платежей. Нужно просто подать заявку в налоговую службу и получить право на заветные 14% вместо 34%. Однако оказалось, что условием предоставления льгот является минимальная численность штатных сотрудников – 50 человек, что в условиях российского рынка означает невозможность участия в программе около 72% IT-компаний, работающих в стране. В итоге льготами пользуются только наиболее крупные предприятия, в основном близкие к госкорпорациям, а также к крупным телекоммуникационным и промышленным холдингам. А малые и средние компании, несмотря на дружный крик о помощи, получили «черную метку» от государства с клеймом «не выдержал конкуренции». Хотя мировая история развития IT-рынка показала, что основной инновационной силой являются именно небольшие фирмы, состоящие из единомышленников, сплоченных общей идеей. Если посмотреть на историю развития современных международных гигантов IT- бизнеса, то все они выросли именно из таких небольших команд.

Кроме того, рост количества компаний отрасли и рынка в целом в период 2001-2008 годов на поверку явился не качественным рывком высокотехнологичного сегмента экономики, как заявляли многие чиновники, предъявляя положительную статистику, а всего лишь отражением колоссального по своим масштабам ежегодного роста объема импорта ПО и одним из способов приспособления импортеров к реалиям российского рынка и налоговой системы. В итоге в структуре IT-бизнеса в России преобладает сервисная составляющая. Компаний, которые создают собственные программные продукты, крайне мало, львиная доля выручки на рынке формируется на базе программного и аппаратного обеспечения, разработанного за рубежом. Местные лишь добавляют свою торговую наценку, а также сервисную составляющую. Под последним подразумеваются услуги бизнес-аналитиков, руководителей проектов, инженеров и прочих внедренцев.

Основной интерес отечественных предприятий направлен на внутренний рынок, экспорт услуг по разработке ПО является очень низкомаржинальным. Причины этому – высокая себестоимость, зарплаты программистов в России уже сопоставимы с европейскими (от 2000 долларов), а также сокращение спроса, которое наблюдается в развитых странах – основных потребителях услуг. Поскольку российский рынок программного обеспечения сильно зависит от внутреннего спроса, дальнейшее развитие будет определяться положением дел в экономике страны в целом. Негативный сценарий, в избежание которого уже почти никто сегодня не верит, приведет в резкому падению спроса, что, в свою очередь, спровоцирует стабилизацию рынка труда в сфере информационных технологий и сократит дефицит квалифицированных специалистов. Это должно снизить издержки компаний и себестоимость их услуг. Однако в текущей ситуации вряд ли приходится рассчитывать на то, что они получат конкурентное преимущество по цене и смогут компенсировать падение внутреннего спроса за счет перенаправления усилий на внешний рынок.

Впрочем, определенный сегмент отечественной IT-индустрии может вполне успешно приспособиться к кризисным условиям, если оперативно скорректирует свою стратегию развития. Как сказал на конференции «Инновации в IT-бизнесе» Денис Милющенко – генеральный директор компании «Барсум»: «Конкуренция на внешних рынках резко усилится, а спрос сократится. В такой ситуации единственным рецептом выживания является увеличение эффективности. Иными словами, тем, кто хочет остаться на плаву, работать придется больше, а получать – меньше. Поэтому преимуществом будут пользоваться компании, специализирующиеся на решениях в области сокращения издержек. Поскольку в такой ситуации бизнес неминуемо секвестирует планы своего развития и будет стремиться сохранять резервы на случай дальнейшего ухудшения конъюнктуры. Следовательно, ПО для зарабатывания денег потеряет свою актуальность. Если в экономике реализуется худший сценарий, под нож пойдет и индустрия развлечений с сопутствующим ей ПО. На первое место выйдут вопросы экономии и сбережения, в решении которых могут помочь специальные виды программных и аппаратных продуктов. Этот тренд подтвердился и в предыдущий кризисный период – 2008-09 годы – мы бросили все ресурсы на разработку подобных средств для бизнеса и за счет этого смогли не только выжить, но даже увеличить объем продаж».