Либерализация частот

Москва, 07.09.2011

Иллюстрация: picvario.com/Russian Look

Преодоление информационной разобщенности – один из пунктов социально-экономической стратегии России на период 2020 года (коротко «Стратегии-2020»), разработанной огромной группой авторов по заказу премьер-министра РФ. (О других тезисах  этого документа см. статью «Не хватает класса» в «Эксперте» №34 29 августа – 4 сентября 2011 года.) Как отмечают авторы, хотя Россия стала второй страной по темпам роста потребления инфокоммуникационных технологий – ИКТ  (в  основном за счет низкого старта и бурного роста сотовой связи), диспропорции между отдельными регионами сохраняются. Рецепты решения этой проблемы с точки зрения связистов даны правильные – развитие конкуренции, исключение операторов связи из реестра естественных монополий и специальные механизмы для удаленных территорий. Наиболее важные тут три пункта.

Первый – введение принципа «переносимости номера» на мобильных и фиксированных сетях, то есть сохранения номера при переходе к другому оператору. Сейчас абонент зачастую не может его поменять только потому, что его номер знают сотни знакомых. «Отмена „крепостного права” для мобильных номеров – это прекрасный инструмент развития конкуренции, – считают в операторе Tele2, который работает в формате дискаунтера. – Действенность этого метода доказана на примере многих стран – от Германии до Бразилии. Помимо стран Европы, Америки и Азии, переносимость мобильных номеров успешно внедрили Азербайджан, Грузия и Украина». Но у операторов «большой тройки» другое мнение. Считает эту опцию преждевременной и Игорь Щеголев, глава Минкомсвязи. «Перенос номера – это сложная, дорогостоящая процедура, стоимость которой в конце концов ляжет на плечи абонентов, – считает руководитель департамента технологического развития сети доступа ОАО „Вымпелком” Александр Балюк. – Между тем практика показывает, что абонентов, которые хотят сменить оператора, меньше 1%». Примерно год назад другой оператор, МТС, посчитал, что затраты «большой тройки» на переносимость номера могут составить около 400 млн долларов. Однако оператор МТТ считает, что «если внедрять эту услугу в течение года, то не потребуется никаких расходов, кроме административных, так как переносимость номера – стандартная функция, предлагаемая современным телекоммуникационным оборудованием, надо только обновить ПО на маршрутизаторах.

Второй пункт – дальнейшее усовершенствование механизма «универсальной услуги» – телекоммуникационного сервиса, который по закону должен быть доступен всем россиянам. Сейчас это голосовая связь, для которой во всех деревнях установлены таксофоны. Большинство из них убыточны, они финансируются из специального фонда, куда скидываются все операторы. Авторы предлагают таксофоны, там, где ими не пользуются, убрать, максимально использовать сотовые сети, сделать универсальной услугой доступ в интернет.

Третий – самый сложный пункт – перемены в лицензировании. Как правильно замечают авторы, действующая в стране система регулирования «построена по архаичному принципу «одна услуга –одна сеть». Авторы предлагают для проводных операторов – утвердить одну лицензию на все виды услуг, а для беспроводной связи – установить принцип «технологической нейтральности», который уже становится в ЕС и Америке индустриальным стандартом. Последнее понятие означает, что если оператору выделены частоты, он может выбирать сам, какую технологию внедрять (сейчас в РФ частоты жестко связаны со стандартом связи). Этот принцип особенно важен сейчас, когда голосовой трафик в сотовых сетях перестал расти, а растет только передача данных. Самая новая технология для быстрого беспроводного интернета – LTE  (Long Term Evolution), она начинает внедряться в мире. Но для того, чтобы ее достоинства были заметны, нужна полоса шире 10 МГц. В России, как всегда, частот нет. Сейчас операторы «большой тройки» и примкнувший к ним «Ростелеком» прорабатывают проект строительства одной сети на всех в диапазонах 698-880 МГц и выше 2,5 Ггц. Однако существует более разумное решение. Так как LTE предусматривает использование частот во многих диапазонах, в том числе и тех, где работают сейчас операторы GSM, то нужно  разрешить использовать всем существующим сотовым компаниям частоты так, как они считают нужным: есть спрос на голос – вот вам голос, нужен интернет – построим вам сеть LTE. Про саму технологию LTE в стратегии не упоминается, но принцип технологической нейтральности нужен прежде всего для нее. «Технологическая нейтральность – по сути, единственный шанс для нашей страны не стать аутсайдером технологической гонки. Мы все прекрасно помним историю со строительством сетей третьего поколения: конверсия частот заняла не один год, сети строятся до сих пор – но они все еще не обеспечили ровного покрытия российских просторов. Очевидно, что такая же судьба ждет и LTE, поскольку частоты для этой технологии также нуждаются в конверсии. В то же время введение принципа технологической нейтральности позволит построить сети LTE за месяцы, а не годы», – считают в операторе Tele2.

В «Вымпелкоме» к «технологической нейтральности» относятся осторожно. «Мы за технологическую нейтральность, но надо, чтобы все было хорошо проработано с учетом российских реалий, чтобы мы понимали, как и кому сдавать сети», – считает Балюк. Его волнует не LTE, а предыдущая технология 3G, частотных ресурсов для которой тоже недостаточно, особенно в Москве и Подмосковье, где масса военных радиообъектов. Операторы хотели задействовать для 3G ресуср, который был им выделен для сетей GSM в диапазоне 900 МГц, провели успешное исследование электромагнитной совместимости, но пока проект тоже остановился. По закону им эти частоты для другой технологии использовать нельзя.

В целом, по мнению Балюка, в этой части стратегии много правильных моментов, но нет ни сроков, ни планов, ни конечной цели.

Что касается информационных технологий, то в стратегии они свелись только к госуслугам. Вернее, к справедливой критике сегодняшнего состояния дел, особенно в медицине. Как решение предлагается написанный чиновничьим языком список неконкрентных мер (написать концепцию, создать единую базу и т.д.). Но что самое обидное, в стратегии закреплено понятие об интернете прошлого века: речь идет только о доступе. О том, в каких услугах, кроме государственных, есть потребность у жителей России, – в докладе ничего нет. Ни про социальные сети и блоги, ни про «облачные» сервисы и аренду программного обеспечения для малых и средних компаний, ни про новую медиасреду и новый сектор занятости. В общем, ни слова про то, для чего нужен интернет не государству, а простым людям и бизнесу.

У партнеров

    Новости партнеров

    Tоп

    1. Курс доллара может сильно удивить
      Авторы прогнозов, предрекающие в этом году слабый доллар, вновь ошиблись. И опять причина в сохраняющейся привлекательности процентных ставок ценных бумаг в Америке, которые по-прежнему выше ставок в большинстве как соседних, так и дальних стран.
    2. Подкаст 2-ой недели. Как работает человеческий ум
    3. Минфин обрек рубль на падение
      Увеличение объема закупок валюты министерством финансов положило начало полосе ослабления рубля
    Реклама