На велосипед не от хорошей жизни

Москва, 07.09.2011

Фото: EPA

Родиной велодорожек считают Нидерланды, страну, известную своим теплым отношением к велосипедному транспорту. Есть множество причин, по которым здесь так прижились велосипеды, и дело не только в «плоскости» голландских земель. Одна из этих причин заложена в весьма оригинальной истории формирования транспортной сети страны. Так, первые велосипедные дорожки в Нидерландах появились не в городах, а в сельской местности. Проселочные дороги в Нидерландах в конце XIX века оставляли желать лучшего: широко использовались водные пути, недостатка в которых страна никогда не испытывала, а вот строительство дорог в условиях местного грунта было весьма затруднительно. В начале XIX века, когда Нидерланды находились под властью Франции, Наполеоном было начато строительство сети национальных дорог. Но с тех пор, как французы покинули страну в 1813 году, строительство дорог приостановилось, и они мало использовались, в частности, из-за плохого качества. С появлением железнодорожного транспорта интерес к дорогам угас совсем.

В конце  XIX века страну буквально наводнили велосипеды, мода на которые росла и росла. Первая велосипедная дорожка появилась в Голландии в 1885 году, однако она предназначалась не для путешествий, а для гонок. Велодорожки в их современном понимании стали появляться в стране в начале 1890-х годов. Главной причиной их возникновения явилась полнейшая непригодность наполеоновских дорог для велосипедного транспорта. Построенные при Наполеоне дороги поначалу попросту дополнялись специальными полосами для велосипедистов, а повозкам и каретам предписывалось использовать старую центральную часть дороги. Однако кареты и повозки отказывались исполнять это предписание: ведь качество полос, построенных для велосипедистов, было куда лучше. В связи с этим в 1905 году в Нидерландах был принят закон, запрещавший иным видам транспорта перемещаться по выделенным полосам для велосипедистов. С распространением в стране автомобилей, которым также запрещалось пользоваться велосипедными полосами в целях безопасности велосипедистов, велодорожки стали отделять от основной части дорожного полотна заборами и живыми изгородями. Так велодорожки стали привычным элементом голландского сельского пейзажа.

Ситуация на городских улицах обстояла несколько иначе. В начале XX века велосипедный транспорт, бесспорно, доминировал в городах Нидерландов, но наблюдался стремительный рост числа автомобилей. В связи с этим велосипедные дорожки стали создаваться и здесь, в данном случае преследуя главным образом цель обеспечения безопасности дорожного движения. Сеть велодорожек в голландских городах начала стремительно развиваться в начале 1940-х годов. Многие велосипедные дорожки и туннели, проложенные в середине XX века, используются и по сей день. В 1990-е годы велосипедные туннели в Нидерландах стали совсем уже обычным делом, что же касается современных велодорожек, то их по праву можно назвать велохайвеями.

История эволюции велосипедного транспорта в других европейских странах не столь органична, однако уходит корнями также глубоко в историю. В Германии, представляющей собой довольно стандартный пример развития велодорожек, первая дорожка была создана в Бремене по причине того, что ездить на велосипеде по вымощенным брусчаткой улицам города на велосипеде было неудобно. К началу XX века велосипедные дорожки были проложены также в Магдебурге, Гамбурге, Любеке. В 1920-е годы в Германии начинается массовое строительство велосипедных дорожек, причем в первую очередь не из соображений безопасности, а из-за того, что велосипеды стали мешать на дорогах автомобилям, скорость движения которых росла.

В 1926 году использование выделенных дорожек стало в Германии для велосипедистов обязательным. В 1930-е годы появились платные велодорожки. Подобно Германии, в большинстве европейских стран первые велосипедные дорожки появлялись с целью обеспечения комфортного перемещения велосипедистов, а позднее использовались для того, чтобы «убрать» велосипеды с проезжей части. «Провелосипедная» дорожная политика на протяжении XX века сохранялась, пожалуй, лишь в Нидерландах.

К вопросу безопасности велосипедистов обратились уже во второй половине века; также в 1970 году был впервые проведен День Земли, возрос уровень обеспокоенности общества вопросами состояния окружающей среды, что привело к росту продаж велосипедов. В настоящее время по величине доли поездок, совершаемых на велосипедах, в Европе лидируют Нидерланды (27% в 2005 году), Дания (18% в 2001 году), Финляндия (11% в 1998 году), Германия (10% в 2002 году) и Швеция (10% в 2000 году) . Многие крупные города – среди них Лондон и Париж – стали прибегать к велосипедному транспорту в целях решения транспортных проблем.

В Москве, согласно плану развития транспорта, к 2016 году планируется повсеместное строительство велодорожек, а также создание 10 тыс. парковочных мест. Велосипедные дорожки уже появились в городе в конце этого лета на дублерах проспекта Вернадского. На окрашенных в зеленый цвет выделенных полосах пока продолжают парковаться не привыкшие к подобным нововведениям московские водители. Однако эти новые велополосы – не первые в столице. На рубеже XIX-XX веков существовала велодорожка вдоль современного Ленинградского проспекта, построенная в 1897 году.

У партнеров




    О подходах к цифровой трансформации металлургических предприятий

    Курс на цифровизацию металлургических предприятий сохранится и в 2020 году. Такие лидеры отрасли, как «Норникель», «ММК», «НЛМК», «Северсталь», «Евраз» уже начали реализовывать инвестиционную программу и делать конкретные шаги к цифровому будущему

    «Норникель»: впереди десять лет экологической ответственности

    Компания впервые представила беспрецедентную стратегию на десять лет, уделив в ней особое внимание экологии и устойчивому развитию

    Мы хотим быть доступными для наших покупателей

    «Камский кабель» запустил франшизу розничных магазинов кабельно-проводниковой и электротехнической продукции

    «Ни один банк не знает лучше нас, как работать с АПК»

    «На текущий момент АПК демонстрирует рентабельность по EBITDA двадцать процентов и выше — например, производство мяса бройлеров дает двадцать процентов, а в растениеводстве и свиноводстве производители получают около тридцати процентов», — говорит первый заместитель председателя правления Россельхозбанка (РСХБ) Ирина Жачкина
    Новости партнеров

    Tоп

    1. Курс доллара: следующая неделя может стать самой важной в этом году
      Инвесторов тревожит состояние торговли и намеки на слабость американской экономики. Результат – ослабление американской валюты и худшая с октября неделя.
    2. Экспериментальый налог платят четверть миллиона человек
      Госдума РФ распространила эксперимент по взиманию налога с самозанятых еще на 19 регионов России. До сих пор он проходил в четырех, включая Москву
    3. IPO Saudi Aramco: эйфория быстро закончится
      Государственная нефтяная компания Саудовской Аравии провела долгожданное IPO. Только перспективы акций не кажутся экспертам радужными.
    Реклама