Без излишеств не бывает

Алексей Хазбиев
заместитель главного редактора журнала «Эксперт»
12 октября 2011, 21:01
Фото: пресс-служба Эксперт
«Авианова» полностью прекратила свою операционную деятельность

Руководитель «Авиановы» Константин Тетерин уже обратился в Росавиацию с заявкой о приостановлении действия сертификата эксплуатанта «в связи с ухудшением финансово-экономического состояния». Наши авиационные власти эту просьбу уже удовлетворили. Глава Росавиации Александр Нерадько соответствующий приказ подписал вечером 11 октября.

Только пассажирам «Авианова» должна за проданные билеты почти 6 млн долларов. Эти средства будут возвращены в течение двух недель главным акционером «Авиановы» – инвестиционной компанией A1, входящей в консорциум «Альфа-групп». А вот всем остальным кредиторам, которым авиакомпания должна еще около 12 млн долларов, рассчитывать на благоприятный исход дела, судя по всему, уже не стоит. На счетах «Авиановы» денег нет, а все шесть самолетов Airbus A320, которые эксплуатировала авиакомпания, в ближайшие дни должны быть возвращены лизинговым корпорациям. Это означает, что о возобновлении операционной деятельности не может быть и речи. Более того, возрождение «Авиановы» явно не устраивает второго крупного акционера этой авиакомпании – американский инвестиционный фонд Indigo Partners. Его представитель Джон Уилсон прямо заявил, что фонд не только не будет выделять средства «Авианове», но и вовсе рекомендует ее обанкротить. И это легко объяснимо.

Еще два года назад, когда «Авианова» только начала продавать билеты на свои рейсы по 250 рублей, авиационным экспертам было ясно, что проект по созданию в России «авиакомпании без излишеств» просто не может быть успешным. И прежде всего из-за запретительных пошлин на ввоз западных воздушных судов и отсутствия в нашей стране второстепенных аэропортов. Прежний менеджмент «Авиановы» во главе с Эндрю Пайном просто не мог этого не знать, но все-таки настоял на том, чтобы авиакомпания воплотила бизнес-модель авиационного ритейла. И очень быстро просчитался. Уже в конце прошлого года, когда объем перевозок «Авиановы» превысил 1 млн пассажиров, в российское таможенное законодательство были внесены изменения. В частности, были установлены повышенные пошлины на иностранные самолеты с количеством мест более 160. Это вынудило руководство «Авиановы» изменить конфигурацию своих лайнеров, сократив в них количество кресел со 180 до 159, что привело к гигантским убыткам и массовым задержкам рейсов. По словам президента А1 Михаила Хабарова, в конце прошлого года его группа обнаружила, что запланированный убыток превышен на 20 млн долларов. Тогда же А1 открыто обвинила руководство «Авиановы» в некомпетентности и начала искать покупателя на эту авиакомпанию. Но было уже поздно. Количество задержанных и отмененных рейсов достигло угрожающего масштаба. За последний год «Авианова» отменила в общей сложности более 1,5 тыс. рейсов, что стало причиной возбуждения Генпрокуратурой дел об осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением. Неудивительно, что покупать авиакомпанию с такой историей никто не захотел.